Совет 1: Как пережить переходный возраст

Переходный возраст для большинства семей – время волнений и переживаний. Именно в этот период формируется личность ребенка. Это и метания, и поиск своего «я», и обретение жизненных позиций. Но это время - непростое не только для ребенка, но и для родителей. И в первую очередь, от мам и пап в этот период требуется любовь и понимание.
Инструкция
1
Не пытайтесь решать возникшие проблемы с помощью запретов и нравоучений. "Даже если ребенок возвращается домой за полночь и при этом от него разит алкоголем или табаком?" - спросят родители. Да, потому что любой запрет только увеличит обиду и внутренний протест ребенка. Помните, что он уже личность. Любой разговор в это время необходимо вести на равных.
2
Обратите внимание на то, как звучат ваши слова. Если обращаетесь к нему, как к несмышленому ребенку, вы до него не достучитесь. Контролируйте свои эмоции. Если начинаете нервничать, разговор лучше отложить.
3
В этот период подростки очень переживают по поводу своей внешности. Постарайтесь ему объяснить, что внешность – это не главное. Но при этом учите ребенка следить за собой, быть всегда опрятным. Помогите ему в выборе одежды, аксессуаров. Не стоит критиковать ребенка, если ваши вкусы не совпадают.
4
Подростковый период сопровождается первыми любовными переживаниями. И это не в лучшую сторону сказывается на учебе. Не заставляйте ребенка днями и ночами сидеть за учебниками. Это не поможет. Лучше постарайтесь объяснить ему, что именно знания, ум, эрудиция сделают его более привлекательным.
5
Со всей серьезностью относитесь к проблемам подростка. Не отмахивайтесь от него. Отвечайте на все его вопросы, не допускайте ситуации, когда ребенок вообще перестанет общаться с вами, в таком случае со всеми своими проблемами он пойдет на улицу.
6
При выборе каких-то занятий, кружков, интересуйтесь мнением ребенка, а не самостоятельно решайте его досуг. Выясните, что действительно интересно вашему чаду. Важно, чтобы подросток сам принял решение, а не просто повиновался желанию взрослых.
7
Родителям очень важно во всех запретах и уступках не впадать в крайности. Давить на ребенка не следует, но и идти у него на поводу тоже нельзя. Общаясь на равных, не позволяйте ему оскорблять вас и других взрослых, грубить. Подросток должен соблюдать некую дистанцию, предписанную его возрастом.

Совет 2: Какой он - переходный возраст

Дети растут очень быстро, кажется, что еще совсем недавно вы принесли из роддома этот драгоценный сверток с безмятежно спящим малышом, а теперь он уже готовится к вступлению во взрослую жизнь. С взрослением детей приходят трудности переходного возраста, когда меняется не только физическое состояние, но и сознание, мироощущение, психика.
Инструкция
1
Переходный возраст представляет собой промежуток времени у подростка, когда происходит половое созревание, сопряженное с ускоренным физическим развитием и ростом. Все системы организма и органы в данный период формируются окончательно, происходит интенсивный процесс выработки гормонов. У мальчиков начинается переходный возраст на пару лет позже, нежели у девочек. Уже в одиннадцать-двенадцать лет видна разница между девочками и мальчиками. Девочки уже постепенно превращаются в девушек, а ребята выглядят совсем детьми.
2
Переходный возраст не имеет четких границ у подростков, да и особенности у каждого проявляются по-разному. Поэтому невозможно с точностью сказать, сколько времени длится данный период. Психологи и медики называют период с 10 до 17 лет. При этом есть оговорка, что показатели могут варьироваться в сторону уменьшения или увеличения. В переходном возрасте усиливаются некоторые черты характера, меняется поведение, активно развиваются мышцы и кости, у мальчиков грубеет голос, увеличивается волосяной покров на теле, развиваются половые органы. Этот период часто сопровождается появлением угревой сыпи, которая пропадает с окончанием созревания. Юноши становятся возбудимыми, начинает проявляться сексуальное влечение к противоположному полу, чувства обостряются, происходят ночные поллюции.
3
Психология детей стремительно меняется, поэтому основная задача взрослых – это подсказать своему чаду, как правильно пережить переходный возраст с меньшими потерями. Родители должны психологически быть готовыми к тому, что в той или иной степени сложности данного периода настигают каждую семью. Еще вчера послушный ребенок становится мнительным, грубым, обидчивым и категоричным, появляется привычка спорить по любому поводу. Грубость и упрямство, переходящее в хамство – еще одна возрастная особенность, вызванная гормональными бурями. Необходимо прислушиваться к своему ребенку, тактично направлять к правильному решению, помогать ненавязчивым советом. Нельзя читать нотации и принуждать что-то делать.
4
Зачастую организм подростка начинает давать сбои, но болезни в этот период носят временный характер. Недомогания могут быть из-за того, что некоторые системы и органы не успевают так же быстро расти, как сам подросток, поэтому не справляются полностью со своими функциями. Состояние подростка в дальнейшем нормализуется. Самые распространенные заболевания переходного возраста: угревая сыпь, подростковые депрессии, вегетососудистая дистония (сопровождается учащенным сердцебиением, потливостью, зябкостью, повышенной утомляемостью и головокружением, пониженным давлением и раздражительностью).
Видео по теме

Совет 3: Чем сложен переходный возраст

Еще совсем недавно родители нахвалиться не могли: их ребенок такой послушный, вежливый, воспитанный. И вдруг сына или дочку как подменили. Начинается демонстративное непослушание, потом частые и необъяснимые перепады настроения, бурные переживания по поводу некрасивой внешности, лишнего веса, или потому, что никто не понимает. Увы, все эти негативные моменты неизбежно возникают, когда у ребенка начинается переходный возраст. Поэтому отцу и матери надо знать, как правильно вести себя с подростками.
Инструкция
1
С наступлением подросткового возраста у подростка резко активизируется работа эндокринной системы. Железы внутренней секреции начинают вырабатывать большое количество гормонов, поэтому в организме мальчика или девочки происходят резкие перемены, затрагивающие его анатомию, физиологию и психологию.
2
Именно из-за изменений в концентрации и составе гормонов поведение подростка становится дерзким, вызывающим, наглым, порой на грани допустимого. А это может привести к конфликтам не только со сверстниками, но и с родителями, учителями, другими взрослыми. Некоторые подростки становятся очень ранимыми, вспыльчивыми, любой пустяк может их расстроить или, напротив, разозлить, вызвать агрессивную реакцию.
3
Подростку очень хочется доказать и всем окружающим, и самому себе, что он уже не ребенок, что к нему нельзя относиться, как к несмышленышу. Именно поэтому он болезненно относится к контролю со стороны взрослых, встречает в штыки любое распоряжение родителей, даже если оно касается самых обыденных, привычных вещей (например, помощи по хозяйству или учебы в школе). Он становится замкнутым, обидчивым.
4
Некоторые подростки в этот период испытывают самые настоящие комплексы из-за своей внешности. Пара лишних килограммов (зачастую, существующая лишь в их воображении) или едва заметный прыщик на лице могут превратиться во вселенскую трагедию. Что уж говорить о случаях, когда у парня или девушки действительно заметный избыточный вес или появилась угревая сыпь! Подросток из-за этого может впасть в глубокую депрессию.
5
Поскольку, как уже было отмечено, любой пустяк нередко воспринимается подростками очень обостренно, у них могут возникать идеи о бессмысленности жизни, о том, что они одинокие, никому не нужные в этом мире. Такое чаще всего бывает у подростков, принадлежащих к субкультуре готов или эмо. Если родители вовремя не разглядят этой проблемы, или того хуже, начнут высмеивать «глупые переживания» сына или дочери, дело может дойти до полной потери взаимопонимания в семье, озлобления подростка, а в наиболее тяжелых случаях даже до попытки суицида.
6
Подростковый период, наступивший у ребенка, требует от родителей терпения, понимания и такта. Хотя, разумеется, подростку не следует бездумно потакать во всем. Если ребенок задумывается о суициде или очень сложно переживает этот возраст, нужно обратиться к психологу.

Совет 4: Как помочь сыну

Переходный возраст сложен и для подростков, и для их родителей. Гормональный взрыв делает детей, особенно мальчиков, более нервными и агрессивными, а изменения, происходящие с организмом, иногда портят внешний вид ребенка, добавляя ко всем психологическим сложностям еще и неуверенность в себе.

Как помочь сыну пережить трудности переходного возраста

Мальчики часто довольно болезненно воспринимают изменения, происходящие с собственным организмом. Чтобы для сына не стали шоком утренние поллюции, появление волосков на подбородке и изменение голоса, поговорите с ним о половом созревании заранее. Объясните, что ничего необычного в этом нет. Все дети взрослеют, превращаются в подростков, становясь с каждым годом все более похожими на взрослых.

Расскажите о том, что будут не только физиологические изменения, но и психологические. Сын захочет стать более самостоятельным, вырваться из-под опеки родителей, больше времени проводить с друзьями. В этом также нет ничего необычного или страшного. Постарайтесь донести до ребенка, что его изменения никак не влияют на вашу любовь, он всегда может обратиться за поддержкой и советом, даже став совсем взрослым.
Постарайтесь стать другом сыну, не запрещайте приводить домой гостей, даже поощряйте эти встречи. Тогда подросток будет всегда на виду и не попадет в дурную компанию.

Постарайтесь в момент взросления поменьше опекать сына. Чрезмерное внимание в этом возрасте воспринимается как попытка навязать что-то - мнение, вариант действий и т.д. А подросток хочет до всего дойти своим умом. Дайте ему определенную свободу, но при этом всегда поддерживайте его, если он об этом просит.

Если между родителями и детьми есть доверие и уважение, то ничего страшного в результате самостоятельности подростков не произойдет. Разумные дети стараются не расстраивать близких слишком уж экстремальными выходками и делятся с родителями всеми переживаниями.

Задача взрослого - выслушать повествование подростка без ругани и криков. Даже если произошло что-то экстраординарное, скандал ничего не исправит. Лучше расскажите о собственных ощущениях от произошедшего, объясните, что вам страшно за сына, вы переживаете и хотите помочь. После этого вместе с ребенком постарайтесь найти выход из сложившейся ситуации. Увидев такое отношение, подросток поймет, что вам можно доверять. Он будет вам рассказывать обо всем, и вам не придется контролировать каждый его шаг тайно или явно.
Поддерживайте сына в школе. Даже если он неважно учится - не ругайте его в присутствии учителей и других родителей. Это сродни публичной казни. Все проблемы решайте дома, не давая повода чужим для насмешек над вашим ребенком.

Как помочь сыну адаптироваться к физическим изменениям

Если подросток рассказал вам, что у него начали расти борода и усы - поздравьте его и подарите хороший бритвенный набор. Этот атрибут взрослого мужчины очень порадует сына. Он оценит, что к его молодой поросли отнеслись серьезно, не заставив пользоваться одной бритвой с папой или не вручив дешевый одноразовый станок.

Кроме волосков на лице, с которыми справиться довольно просто, кожу подростка могут «украсить» прыщи. Увеличение гормона тестостерона влияет и на их появление. С этой проблемой нужно бороться, ведь сыну уже очень хочется нравиться девочкам. Если прыщей очень много, проконсультируйтесь с врачом-дерматологом. Он пропишет лекарства - мази и таблетки, которые помогут значительно уменьшить количество угрей.

Предоставьте сыну свободу в выборе одежды. Прошло время, когда вы выбирали ему штанишки и футболочки. Сейчас подростки одеваются в зависимости от принадлежности к субкультуре, стараются быть стильными, яркими, модными. Не запрещайте этого сыну. Одежда - самый безобидный способ самовыражения.
Видео по теме

Совет 5: Признаки переходного возраста у девочек

Переходный возраст у подростков – большая проблема не только для них, но и для родителей. Ведь за короткое время в организме мальчиков и девочек происходят изменения, влияющие и на внешний вид, и на поведение, которое может стать непредсказуемым. Нередко родителям очень трудно понять ребенка, особенно если у них девочка.

Физиологические признаки переходного периода

После того как эндокринные железы девочки (прежде всего, щитовидная железа и гипофиз) начинают работать в усиленном режиме, в ее организме происходят резкие изменения. Девочка-подросток быстро прибавляет в росте, начинают расширяться кости таза, а бедра и ягодицы становятся более округлыми. На лобке и в подмышечных впадинах появляются волосы, а молочные железы начинают интенсивно развиваться. В возрасте 11-12 лет (в зависимости от многих факторов, этот срок может наступить раньше или позже) у девочки начинается менструация.

У многих девочек в этот период усиленно работают потовые и сальные железы, из-за чего кожа и волосы становятся жирными, появляется угревая сыпь. Кроме того, девочка может заметно прибавить в весе. Это заставляет ее переживать, резко реагировать на любую критику внешности, даже самую беззлобную.
Родителям надо деликатно и терпеливо относиться к переживаниям дочери, ни в коем случае не шутить по поводу ее прыщей или лишних килограммов.

Каковы психологические признаки переходного возраста у девочек

Помимо непредсказуемости, перепадов настроения, поведение девочки-подростка имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, это сильная, порой болезненная зацикленность на внешности, зачастую сопровождаемая неуверенностью в себе, закомплексованностью. Именно этим объясняются и демонстративные попытки девочки-подростка пользоваться большим количеством косметики, надевать мини-юбки, полупрозрачные топы, и истерики по поводу отсутствующей груди (если у большинства ее одноклассниц эти вторичные признаки уже стали весьма заметными). Она хочет привлекать внимание, нравиться, вести себя как взрослая женщина, оставаясь, в сущности, еще ребенком.
Любые попытки родителей заставить ее одеваться скромнее, запретить использовать косметику в таких количествах, девочка встречает в штыки.

Девочки-подростки, как правило, очень болезненно переносят первую влюбленность, которая, в большинстве случаев либо остается безответной, либо приносит разочарования. Родителям нельзя смеяться над ее чувствами. Не стоит даже снисходительно утешать: «Нашла из-за чего плакать, у тебя еще все впереди!» Лучше всего, если мама доверительно поговорит с дочерью и расскажет ей, что у нее тоже когда-то были такие же проблемы.
Видео по теме
Видео по теме
Полезный совет
Помните, переходный возраст – это не навсегда, рано или поздно и он закончится. Поддержите своего ребенка в этот непростой период и вместе пройдите этот путь.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500