Совет 1: Что такое свобода

Что такое свобода? Это один из важнейших философских вопросов, волнующий людей на протяжении многих веков. Как ни странно, прийти к общему знаменателю до сих пор не удалось. Так, знаменитый француз Вольтер утверждал: «Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным». Однако не менее известный британский писатель Бернард Шоу придерживался другого мнения: «Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся».
Что такое свобода
Инструкция
1
О свободе мечтает каждый подросток, желающий поскорее выбраться из-под родительского крыла. В юном возрасте представляется, что взрослая жизнь наполнена развлечениями и интересными событиями. Однако покинув отчий дом, молодые люди понимают, что свобода действий всегда сопряжена с ответственностью за них.
2
Толковый словарь Даля объясняет значение слова «свобода», как "отсутствие неволи, стеснения, давления". С точки зрения философии это понятие трактуется как возможность проявления собственной воли. Итак, свобода — возможность делать выбор, принимать самостоятельное решение. Однако ответственность за тот или иной поступок целиком и полностью лежит на совершающем его. Кроме того, следует помнить, что все люди свободны в одинаковой мере. Поэтому деятельность человека не должна вредить окружающим его.
3
С точки зрения права, свобода — возможность определённого поведения человека, защищенная конституцией или законодательным актом. Например, свобода слова, свобода вероисповедания, закрепленные на государственном уровне, защищают право каждой личности выбирать религию по душе и не бояться высказывать свое мнение.
4
На защите прав и свобод человека основывается целая философская, экономическая и политическая идеология — либерализм. Согласно его принципам, каждый имеет право на личную свободу, а все люди равны между собой. Либерализм ограничивает влияние светской и религиозной власти, сводя их функции к служению народу и обеспечению его необходимыми благами.
5
В последние десятилетия все чаще употребляется словосочетание «свободные отношения». Однако по мнению психологов это не самый удачный вариант для создания крепкой семьи. Они связывают это явление с возрастающим количеством инфантильных людей, желающих жить в свое удовольствие, - берущих, но забывающих отдавать. Инфанты живут по клише, любовь для них — нескончаемый поток удовольствий. Первые же проблемы и трудности заставляют мужчин и женщин, не умеющих нести ответственность, вспоминать о своей свободе.
6
Свободный человек — это зрелая в психологическом плане личность, знающая о своих правах, но не забывающая и об обязанностях. Только в этом случае право следовать собственной воле и принимать собственные решения будет служить во благо.
Видео по теме

Совет 2 : В чем состоит истинная свобода

Понятие свободы является одним из основополагающих идей в концепции демократии, ставшей «идолом» современного мира. Это слово произносят слишком часто, не всегда задумываясь о его смысле.
Аллегорическое представление свободы в картине Э.Делакруа
В эпоху рабства, а позднее – крепостного права смысл слова «свобода» не вызывал сомнений: отсутствие личной зависимости от рабовладельца или феодала. В Новое время – в эпоху буржуазных революций, когда был выдвинут лозунг «Свобода, равенство, братство» – свобода мыслилась как нечто противоположное сословной структуре общества, которая во многом предопределяла судьбу человека, закрывая многие пути тому, кто был рожден в низшем сословии. В условиях национально-освободительной борьбы свобода может отождествляться с сохранением самобытности своего народа. Некоторые философы – например, И.Кант – трактовали свободу как подчинение человека не другому человеку, а закону, обязательному для всех. Свобода в таком контексте отождествляется с правопорядком.

Все эти подходы к понятию свободы можно рассматривать с исторической точки зрения, и современному человеку достаточно сложно отнести их к себе. В условиях современного мира все чаще возникает вопрос, от чего надлежит быть свободным в идеале.

Абсолютная свобода

Самым простым и самым привлекательным для недалеких людей пониманием свободы является полное и безоговорочное следование своим желаниям и инстинктам при полном отсутствии каких-либо ограничений. Невозможность подобной «свободы» очевидна, это можно рассмотреть на простом примере.

Вот человеку захотелось включить телевизор на полную громкость в три часа ночи – он свободный человек, он имеет право делать то, что ему хочется. Но сосед – тоже свободный человек, у него тоже есть желания и потребности, он хочет спать ночью. Вопрос о приоритете свободы того или иного человека остается открытым. Сущность данной ситуации была блестяще сформулирована еще в 13 веке Парижским судом: «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».

Свобода от желаний

Противоположным пониманием истинной свободы можно считать стремление к освобождению от желаний. Такой подход существует в некоторых восточных мировоззренческих системах – например, йога, буддизм.

Идеальное достижение такого состояния тоже оказывается невозможным. За человеческими желаниями стоят потребности. От некоторых потребностей невозможно отказаться полностью, поскольку без их удовлетворения невозможна жизнь (например, потребность в пище). Отказ от высших потребностей (например, в общении) означает отказ от подлинно человеческого начала в человеке и превращение в животное.

Свобода и нравственность

Свободу можно рассматривать объективно и субъективно. Объективная свобода вряд ли возможна: человек всегда будет ограничен законами общества, в котором он живет, требованиями ближайшего окружения. Даже отшельник испытывает на себе действие каких-то ограничений – в частности, моральных принципов, которые он признает.

Субъективная свобода возникает там, где человек не ощущает какого-либо принуждения. Пример такой субъективно свободной личности – законопослушный человек, который никогда не ударит соседа не потому, что боится уголовного наказания, а потому, что сама мысль причинить боль человеку для него неприемлема. В этом смысле истинная свобода соприкасается с нравственностью.

В отличие от морали, которая суть явление внешнее, нравственность – явление внутреннее, принятие моральных принципов личностью. Когда внешние требования морали становятся личностными установками, они перестают восприниматься как ограничение свободы, поскольку начинают совпадать с желаниями человека.

Таким образом, истинно свободной личностью можно считать человека высоконравственного.
Видео по теме
Источники:
  • Сербский Н. Свобода и еще два понятия
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500