Инструкция
1
Важны любые мелочи. Чтобы правильно провести переговоры, следует постараться учесть как можно больше.
2
Согласно правилам, следует встретить деловых партнеров примерно в середине помещения и пожать им руки. Если сделать это сразу у входа, партнеры могут воспринять такую встречу, как заискивание. Если же покровительственно сидеть на своем месте, ожидая, когда другая сторона переговоров подойдет сама – это уже снисходительное отношение, которое может задеть.
3
Рукопожатие должно быть решительным, но не слишком жестким. Мягкое рукопожатие не принято на деловых переговорах. Если из вежливости не «использовать силу» во время рукопожатия, то деловые партнеры могут воспринять это, как символ нетрадиционной ориентации.
4
Сторона, организующая место встречи для переговоров, должна позаботиться о том, чтобы сторона-гость чувствовала себя наравне с принимающей. Самые удобные места достаются лидерам переговоров, а сотрудники должностью пониже, располагаются дальше от них. Но, согласно деловому этикету, женщины, даже если их должность совсем незначительна, не могут находиться на «худших» местах.
5
Каждый участник переговоров должен иметь на своем столе воду, блокнот с ручкой, фрукты или конфеты. Примерно через 5-10 минут ведения переговоров наступает самое время для того, чтобы принести кофе и чай.
6
Обычно сразу речь об интересующем вопросе не заводят. Вначале несколько минут ведется светская беседа. Если переговоры уже подходят к концу, а сторона-гость, не определившись с решением, начинает вспоминать анекдоты или переводит к разговорам на посторонние темы – это признак того, что руководству компании требуется поразмыслить, ответ будет несколько позже.
7
По завершении переговоров подаются вино и маленькие бутерброды или пирожные. Если переговоры завершились достижением соглашения или заключением контакта, обязательно подается шампанское. Принимающая сторона провожает гостей на улицу до транспорта.
8
Психологическая сторона договоров крайне важна. Полезно заранее разузнать о слабостях и сильных сторонах партнера. Воспользоваться слабостями или нет – выбор для конкретной ситуации, но вот недооценить сильные качества делового партнера – уже промах.
9
Следует заранее обдумать стратегию поведения, основную линию и план проведения переговоров. При этом у партнеров также будет своя линия, и важно здесь не ущемить ничьи интересы.