Совет 1: Что можно есть в пост

Традиции православного поста предписывают умеренное потребление пищи и отказ от скоромного - продуктов животного происхождения (мясо, молоко, яйца и т.д.). На первый взгляд, постное меню весьма ограниченно, но на самом деле есть много разрешенных продуктов, из которых можно приготовить вкусные блюда.
Подберите свой рецепт
+
-

Православная церковь установила в течение года 4 многодневных поста: Великий, предшествующий Святой Пасхе, Петров, начинающийся через неделю после Троицы и заканчивающийся 12 июля - в день празднования памяти Апостолов Петра Павла, Успенский, длящийся с 14 по 27 августа, и Рождественский – с 28 ноября по 7 января. Также существует 3 однодневных поста: 18 января (Крещенский сочельник), 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи) и 27 сентября (Воздвижение Креста Господня). Кроме того, постными днями в течение всего года являются среда и пятница.

Посты отличаются друг от друга строгостью. В Великий и Успенский пост в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение – простые продукты, не требующие готовки (хлеб, вода, фрукты, овощи), во вторник и четверг разрешается горячая пища, а по субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом и немного вина. В Петров и Рождественский пост в понедельник можно есть горячие блюда без масла (елея), во вторник и четверг – с маслом, а в субботу и воскресенье дополнительно разрешаются рыба и морепродукты.

В среду и пятницу в течение всего года предусмотрено сухоядение. Послабление поста допускается в церковные праздники (Сретение Господне, Благовещение, Рождество Богородицы и др.). Разобраться в том, какую пищу дозволено принимать во время церковных постов, можно с помощью православных календарей, где сделаны пометки о степени строгости поста на каждый день.

Несмотря на запрет в употреблении мяса, яиц, молока, масла и прочих продуктов животного происхождения в пост можно готовить разнообразные сытные блюда из овощей, фруктов, круп, грибов, муки и т.д. В частности, в качестве закусок к обеденному столу подойдут овощные салаты, заправленные растительным маслом, лимонным соком или уксусом, паштеты или икра из кабачков, баклажанов, свеклы, грибов, фасоли.

На первое можно подать постные щи из свежей или квашеной капусты, щавеля, крапивы, борщ, супы с картофелем, крупами, овощами, бобовыми, вермишелью клецками из муки или манной крупы, рассольник, грибной суп, овощную окрошку, свекольник. Сочетая друг с другом разные продукты, можно каждый день удивлять близких новыми вкусными супами.

Ассортимент вторых блюд из постных продуктов весьма широк. Это и картофель во всех видах (отварной, тушеный, жареный во фритюре и без, фаршированный, пюре, картофельные котлеты, зразы, рулеты, драники и т.д.), и капуста всех сортов, приготовленная на пару, в кляре, в сухарях, а также голубцы, перец, помидоры, кабачки, баклажаны, фаршированные овощами, фасоль и горох, грибы, овощной или фруктовый плов. Можно также приготовить постные пельмени, вареники, манты, макароны или лапшу - все зависит от фантазии хозяйки.

Особое место в постной кухне занимают каши. Они готовятся их всех видов круп и могут быть не только самостоятельным блюдом, но и основой для вторых блюд и десертов: биточков, котлет, зраз, запеканок, пудингов, рулетов и т.д.

Во время поста вполне уместна выпечка, главное – замешивать тесто без яиц, молока и сливочного масла. Дрожжевое, слоеное, песочное, лапшовое и блинное тесто можно приготовить и без скоромных продуктов. Вариантов начинок для пирогов, кулебяк и пирожков великое множество: капуста, грибы, ревень, щавель, свежие, сушеные и замороженные фрукты и ягоды, орехи, каши - все, что позволяет воображение.

Однако не следует забывать о том, что основное назначение поста состоит не в том, чтобы исключить продукты животного происхождения, а в воздержании от вкусной и обильной пищи, которое необходимо для смирения плоти и очищения от грехов. Нужно уделять больше внимания молитве и покаянию, без которых пост становится обычной диетой.

Совет 2: Как приготовить постную пищу

Соблюдать пост не означает отказываться от вкусной пищи, можно готовить разнообразные блюда, которые будут радовать домашних. Рецепт этого пирога взят из русской монастырской кухни. Тем, кто постится и любит выпечку с грибами, этот вариант, несомненно, придется по вкусу.
Вам понадобится
    • • Мука – 1 кг
    • может понадобиться немного больше;
    • • Растительное масло – 1 стакан;
    • • Теплая вода – 2 стакана;
    • • Соль – 1 чайная ложка.
    • • Дрожжи – 50 г;
    • Для начинки:
    • • Гречневая крупа – 500 г;
    • • Сушеные грибы – 50 г;
    • • Репчатый лук – 3 головки;
    • • Соль – по вкусу.
    • Для жарки:
    • • Растительное масло – 100 мл.
    • Для смазки пирога:
    • • до выпечки –2 столовые ложки крепкого чая;
    • • после выпечки – 2 столовые ложки растительного масла.
Инструкция
1
Растворите дрожжи в 0,5 стакана теплой воды. Вымесите постное дрожжевое тесто, накройте его салфеткой или полотенцем и поставьте в теплое место для того, чтобы тесто хорошо побродило. При хороших дрожжах процесс этот идет весьма интенсивно, а потому следите, чтобы тесто не убежало. За время брожения, необходимо минимум два раза его обмять.
2
После того как тесто поднялось, разделите его на две части. Раскатайте из одной части пласт, толщиной приблизительно в 1 см, перенесите его на противень, предварительно смазанный маслом. Пласт, разровняйте и примните руками так, чтобы тестом был закрыт весь противень и его края.
3
Для того чтобы приготовить начинку, необходимо гречневую крупу перебрать, немного подсушить на сковороде, высыпать в глиняный горшок, залить кипятком, и поставить в духовку, накрыв крышкой. Испеките такую кашу до готовности (минут 15-20).
4
Сухие грибы замочите в холодной воде на время от 2-х до 4-х часов, затем, в той же воде сварите их до готовности (то есть до момента, когда они опустятся на дно). Вареные грибы, высыпьте в дуршлаг и тщательно промойте под струей воды. Далее, необходимо нарезать их полосками и обжарить в растительном масле.
Следующим этапом будет обжарка нарезанного лука до золотистого цвета.
5
Смешайте готовые ингредиенты, добавьте для сочности процеженный через марлю грибной бульон и выкладывайте ровным слоем на противень, застеленный пластом теста.
6
Второй кусок теста раскатайте потоньше – чуть меньше сантиметра. Накройте им заготовку, разложенную на противне и наполненную начинкой, аккуратно защепите шов и подогните его в низ.
7
Проколите пирог вилкой в нескольких местах, чтобы во запекания выходил пар, и наконец, смажьте готовое изделие крепким чаем.
8
Выпекайте пирог до готовности в духовке при температуре 180 градусов. После того, как пирог испекся, смажьте его растительным маслом!
Постный рецепт: кундюмы с грибами
Связанная статья
Постный рецепт: кундюмы с грибами
Источники:
  • что можно готовить на пост
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500