Совет 1: Как определить начальную форму глагола

Латинское слово “ infinitivus” переводится как неопределенный. Произошедший от него термин «инфинитив» обозначает особую форму глагола, которая является начальной. Подобно именительному падежу имен существительных инфинитив является исходной формой глагола, которая приводится в словарях.
Инструкция
1
Начальной формой глагола является так называемая неопределенная форма, или инфинитив. Он указывает лишь на действие или состояние («читать», «волноваться», «смотреть») не обозначает время действия, количество субъектов этого действия и кем является этот субъект: говорящим лицом, собеседником или посторонним. То есть инфинитив не выражает присущих глаголу категорий времени, наклонения, лица и числа. Он показывает лишь значение вида («писать – написать»), залога («строить – строиться»), переходности и непереходности («красить», «лежать»).
2
Глагол в своей начальной форме отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?» Чтобы определить начальную форму, необходимо поставить к глаголу вопросы инфинитива. Например: «читает – (что делать?) читать», «нарисую – (что сделать?) нарисовать».
3
Наличие двух вопросов свидетельствует о двух лексико-грамматических разновидностях глагола, которые получили название несовершенного и совершенного вида.
4
Вид указывает на отношение действия к пределу (началу и концу действия). Обозначенное несовершенным видом действие не ограничено никакими пределами. Это регулярные, повторяющиеся действия: «что делать?» («спать», «идти», прыгать»). Совершенный вид называет действия, которые, даже завершившись, сохраняют результат к моменту речи: «что сделать?» (« выспаться», «пойти», «прыгнуть»).
5
Инфинитив также можно определить по особым окончаниям, присущим только этой форме глагола: «-ть» и «-ти», которые следуют, как правило, после конечной гласной или согласной основы («слабе-ть», «ду-ть», «клас-ть», «пас-ть», «брес-ти», «грес-ти»).
6
В предложении инфинитив может выступать в качестве подлежащего: «Курить – вредно»; простого глагольного сказуемого: «И царица хохотать»; главного члена инфинитивного предложения: «Построиться!»; связочной части сложного глагольного сказуемого: «Я начал читать»; несогласованного определения: «Нетерпение добраться до Москвы овладело мной»; обстоятельства цели: «Луна величаво вышла из-за туч посветить нам».
7
Инфинитив также может выступать в составе формы будущего сложного времени: «Я буду читать эту книгу», а также иногда выражать форму сослагательного наклонения: «присесть бы».

Совет 2: Как определить окончание

Окончанием называют значимую изменяемую часть слова. Оно помогает согласовывать слова в предложениях, а также указывает на число, падеж, лицо или род. Эта морфема служит только для образования одной и той же формы слова. Обычно окончание располагается после корня и суффиксов. Существует также термин "нулевое окончание", когда слово заканчивается на согласную основы. Определять окончание учат уже в начальных классах школы, так как это необходимо для дальнейшего освоения правил русского языка.
Вам понадобится
  • Для того, чтобы правильно выделить эту морфему, вам понадобится немного времени, а также знание морфологии и грамматики русского языка.
Инструкция
1
Так как окончание является изменяемой частью, то определить его можно, спрягая или склоняя слова. Существительные, прилагательные, местоимения и причастия можно изменять по падежам или числам, а глаголы по родам, числам и лицам.
2
Внимательно наблюдайте за тем, какая часть слова изменяется. Возможно, в исходном слове нулевое окончание, однако оно все равно есть. если его можно выделить в других формах.
3
Теперь выделите окончание. Графически оно обозначается прямоугольником.
Видео по теме
Обратите внимание
Существуют неизменяемые слова. У них окончания отсутствуют. К ним относятся деепричастия, а также наречия.
Совет полезен?
Мы привыкли к тому, что окончание находится в конце слова. Однако в возвратных глаголах и причастиях после окончания может стоять суффикс -ся, а у сложных числительных может быть не одно, а несколько окончаний.
Обратите внимание
В просторечии и диалектах встречаются формы инфинитива с повторением окончания «-ть» после «-ти»: «най-ти-ть».
Источники:
  • Глагол
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500