Инструкция
1
Получите профильное образование. Даже закончив художественно-графический факультет, вы будете иметь только общее представление об иконописании и законах композиции иконы. Многое в создании иконы противоречит классическим законам живописи: перспектива, размер, фон, цвет, - все предметы и люди пишутся не по принципу близости к зрителю, а в хронологическом порядке и с учетом степени важности.
2
Перед написанием иконы предписывается строгий пост. Вопреки расхожему мнению, пост – это не только ограничение в еде (исключение мяса, яиц, молочных продуктов), но постоянное бдение и молитва. Бдение – это не круглосуточное отсутствие сна, а внимание к своим словам, поступкам и мыслям. Человек, питающий гнев к другим людям, не сможет написать хорошую икону. Молитву определяют как разговор с Богом и святыми, просьбу защитить, поддержать, помочь.
3
Икона пишется на деревянной основе, состоящей из трех частей. У этого обычая два объяснения, практическое и сакраментальное. Во-первых, объемный широкий кусок древесины начнет высыхать и прогибаться, при этом краски могут потрескаться и осыпаться, изображение померкнет. Три вертикальные части дерева, склеенные между собой, тоже прогнутся, но не настолько. Иногда небольшие иконы делаются на одинарной доске.
4
Нанесите грунт. В русской иконописи до сих пор существует традиция, заимствованная из византийского искусства, использовать в этом качестве левкас – смесь мела и рыбьего клея. Левкас наносится несколькими слоями, последний слой шлифуется.
5
Сделайте прорисовку изображений березовым углем, затем темной краской. Часто прорисовку делают по другой иконе, с которой списывают новую.
6
Нанесите золотую краску: нимбы, детали одежды, свет (фон), декоративные элементы.
7
Выполните доличное письмо: одежды, детали пейзажа, строения, прочее. На этом этапе используется специальная краска на основе водной эмульсии с яичным желтком – темпера. Используются только натуральные красители. В разных иконописных школах порядок работы над письмом несколько различается, но общий порядок таков: фон (кроме золотого), горы, здания, одежды, открытые части тел.
8
Напишите лики. Лик каждого святого пишется по определенным канонам: форма лица, борода, цвет волос и глаз, - все строго регламентировано в соответствии с внешностью реально жившего человека. В последнее время лик стало можно срисовать с фотографии.
9
Нанесите белила, чтобы обозначить объем выступающих деталей. Часто для этой же цели после высыхания на всю икону наносили слой темной краски.
10
Нанесите блики смесью охры и белил. Затем «румяны» тонким слоем красной краски: губы, щеки, кончик носа, и т.д.
11
Жидкой коричневой краской прорисуйте тонкие детали: волосы, брови, бороду, зрачки.
12
Нанесите на высохшее изображение лак – олифу. Дождитесь полного высыхания. Икона готова.