Ведущий мастер новгородской иконописной школы Феофан Грек появился в Москве уже в конце своего жизненного и творческого пути. Росписи Благовещенского собора Московского Кремля, над которыми он работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца, не сохранились. Поэтому для сегодняшних ценителей древнерусской иконописи московская школа ассоциируется, прежде всего, с творчеством Андрея Рублева и художников его направления.

Андрей Рублев и его последователи


В основе творчества Андрея Рублева - философия добра и красоты, гармоничного сочетания духовного и материального начал. Поэтому его Спас совсем не выглядит как беспощадный судия и грозный вседержитель. Это любящий, сострадательный и всепрощающий Бог. Вершиной творчества Рублева, как и всей древнерусской живописи, стала знаменитая «Троица», три ангела которой являются своеобразным символом Добра, Жертвенности и Любви.


Последователи рублевского направления в иконописи основное внимание уделяли не столько духовному наполнению образов, сколько внешним чертам: легкости фигур, использованию плавных линий в написании ликов, созданию контрастной цветовой гаммы. Одним из образцов подобного подхода является икона неизвестного московского мастера «Вход Господень в Иерусалим».

Еще одной характерной особенностью московской школы иконописи стало введение в ряд иконописных образов и сюжетов реальных канонизированных светских и духовных лиц.

Творчество Дионисия


На рубеже 15 – 16 веков ведущим представителем московской религиозной живописи становится Дионисий, работавший вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром. Дионисий был необычайно продуктивным мастером, в одном только Волоколамском монастыре было 87 икон его работы.

Чаще всего Дионисий писал праздничные картины многолюдных торжеств. Особенно ярко жизнеутверждающий характер его творчества проявился в росписях собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Одна из главных особенностей произведений Дионисия – утонченные пропорции удлиненных фигур. Став практически бестелесными и утратив объем, они кажутся парящими в небесах, подчиняясь внутреннему ритму композиций. Дионисий предпочитал нежные, светлые тона и оттенки: голубой, бирюзовый, малиновый, розовый, лиловый и т.п. Исследователи насчитали в произведениях художника около 40 тонов.

Благодаря Дионисию, парадное, праздничное, гармоничное и яркое искусство Москвы заняло ведущее место в культуре Руси.