Совет 1: Для чего нужны логарифмы

Что такое логарифм? Точное определение звучит так: «логарифмом числа А по основанию C называют показатель степени, в которую нужно возвести число C, чтобы получить число А». В общепринятой записи это выглядит так: log c А. Например, логарифм 8 по основанию 2 равен 3, а логарифм 256 по тому же основанию равен 8.
Если основанием логарифма (то есть, тем числом, которое нужно возвести в степень) является 10, то логарифм называется «десятичным», и обозначается следующим образом: lg. Если же в роли основания выступает трансцендентное число e (примерно равное 2,718), то логарифм называется «натуральным», и обозначается ln. Для чего вообще нужны логарифмы? Какая от них практическая польза? Пожалуй, лучше всего ответил на эти вопросы знаменитый математик, физик и астроном Пьер-Симон Лаплас (1749-1827). По его мнению, изобретение такого показателя, как логарифм, словно удваивает жизнь астрономов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней. Некоторые на это могут ответить: мол, любителей тайн звездного неба сравнительно немного, а остальным-то людям что дают логарифмы? Говоря про астрономов, Лаплас имел в виду, прежде всего, тех, кто занимается сложными вычислениями. А изобретение логарифмов очень облегчило эту работу.В средние века математика в Европе, как и многие другие науки, практически не развивалась. Это происходило, прежде всего, из-за господства церкви, ревностно следившей, чтобы научное слово не расходилось со Священным Писанием. Но постепенно, с ростом числа университетов, а также с изобретением печатного станка математика стала возрождаться. Сильнейший толчок в развитии дисциплины дала эпоха Великих Географических Открытий. Морякам, отплывавшим на поиски новых земель, нужны были и точные карты, и астрономические таблицы для определения местоположения корабля. А для их составления требовались объединенные усилия астрономов-наблюдателей и математиков-вычислителей. Особая заслуга в этом объединении принадлежит гениальному ученому, Иоганну Кеплеру (1571 – 1630), который сделал фундаментальные открытия, работая над теорией движения небесных тел. Он же составил очень точные (по тем временам) астрономические таблицы. Но вычисления, необходимые для их составления, по-прежнему оставались очень сложными, они требовали колоссальных усилий и больших затрат времени. И так продолжалось до тех пор, пока не были изобретены логарифмы. Именно с их помощью стало возможным во много раз упростить и ускорить вычисления. Используя таблицы логарифмов, составленные знаменитым шотландским математиком Джоном Непером, можно без особых усилий перемножать числа, извлекать корни. Логарифм позволяет упростить умножение многозначных чисел путем сложения их логарифмов. Например, возьмем два числа, которые нужно умножить посредством логарифмов: 45,2 и 378. С помощью таблицы увидим, что по основанию 10 эти числа равны 1,6551 и 2,5775, то есть, 45,2 =10^1,6551 и 378=10^2,5775. Таким образом, 45,2*378=10^(1,6551+2,5775)=10^4,2326. Получили, что логарифм произведения чисел 45,2 и 378 равен 4,2326. Из таблицы логарифмов легко найти результат самого произведения.

Совет 2: Зачем нужны многозначные слова

Многозначность слов – важное языковое явление. Оно свойственно всем развитым языкам. Многозначные слова позволяют сократить количественный состав словарей. При этом, они служат особой выразительности речи.

Любой язык стремится выразить все многообразие окружающего мира, назвать явления и предметы, описать их признаки, обозначить действия.

При произнесении слова, в сознании возникает представление о названном предмете или явлении. Но одним и тем же словом могут обозначаться разные предметы, действия и признаки.

Например, при произнесении слова «ручка» в сознании возникает сразу несколько понятий: ручка двери, шариковая ручка, ручка ребенка. Это многозначное слово, которое соотносится не с одним, а с несколькими явлениями действительности.

У многозначных слов одно значение является прямым, а остальные переносными.

Прямое значение не мотивируется другими лексическими значениями слова и напрямую связано с явлениями окружающего мира.

Переносное значение всегда мотивируется основным значением и связано с ним по смыслу.

Обычно носители языка с легкостью улавливают общее между прямым и переносным значениями и без затруднений опознают переносные значения слова. Например: стальные нервы (крепкие, как сталь), поток людей (непрерывно) – люди движутся так, как течет река.

Перенос наименований происходит на основе сходства предметов и называется метафорой, которая является ярким выразительным и образным средством: бурлящие чувства, развеять мечты, крылья мельницы.

Другой тип многозначности представляет собой метонимия или перенос наименований по смежности. Например: скупка золота (золотых изделий), класс пошел в поход (ученики класса).

Существует еще одна разновидность многозначности, построенная на принципе переноса с части на целое или наоборот – это синекдоха: Красная Шапочка, Синяя Борода.

Синекдоха является особым видом метонимии. В ней также подразумевается смежность явлений, названных одним словом.

Многозначность слов широко используется писателями и публицистами как особый стилистический прием, который делает речь выразительнее, усиливает образность речи и делает описываемые явления и события более колоритными и наглядными.

Часто прием скрытого или явного сопоставления прямого и переносного значений слов используется в названиях литературных произведений, что делает их более емкими и яркими: «Гроза» А.Н. Островского, «Обрыв» И.А. Гончарова.

Многозначные слова нередко служат источником языковой игры, создания новых шуток и забавных рифм и каламбуров. Например: вечером у меня вечер.

Видео по теме
Источники:
  • Лексические ошибки, связанные с употреблением многозначных слов.
Источники:
  • Таблицы логарифмов
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500