Совет 1: Как вычислить массу вещества

В химических реакциях принимают участие мельчайшие частицы (атомы, молекулы), и их число даже в небольшой порции вещества очень велико. Поэтому для упрощения расчетов была введена специальная единица измерения "количества вещества" - моль. 1 Моль содержит 6,02*1023 атомов или молекул. Как вычислить массу вещества?
Вам понадобится
  • - вещество;
  • - интернет;
  • - таблица Менделеева.
Инструкция
1
Определите какой вид массы вам нужно рассчитать: обычную, молекулярную или молярную. Найдите формулу химического соединения, массу которого вам нужно вычислить. Если ее нет в задаче, запустите поиск по названию в интернете.
2
Подсчитайте количество химических элементов, входящих в молекулу интересующего вас вещества. Например, сульфат алюминия Al2(SO4)3 состоит из двух атомов алюминия, трех атомов серы и двенадцати атомов кислорода.
3
Откройте таблицу Менделеева. Атомная масса указана для каждого элемента под его буквенным обозначением, точные числа из таблицы при расчетах округляйте до ближайшего целого. Так, атомная масса алюминия = 27 (26,98154 по таблице), серы = 32 (32,06 в таблице), кислорода = 16 (15,9994). Запишите атомную массу каждого из элементов. Молекулярная масса равна сумме атомных масс всех элементов вещества, с учетом их количества в соединении.
4
Сложите атомные массы, умножая каждую из них на количество данного химического элемента в формуле, вы получите молекулярную массу вещества:
2Al +3S+12О = 2*27+3*32+12*16 = 342
Молекулярная масса не имеет единицы измерения.
5
Для определения обычной массы некоторого количества вещества нужно знать молярную массу (масса одного моля данного соединения, выражается она в граммах на моль, г/моль, и напрямую связана с молекулярной массой). Для этого к полученному значению молекулярной массы просто допишите "г/моль". То есть молярная масса сульфата алюминия составляет 342 г/моль.
6
Молярная и обычная массы взаимосвязаны формулой: m = ? * M , где m - обычная масса, выраженная в граммах, ? - количество вещества в молях, М - молярная масса в г/моль. Умножьте молярную массу на количество молей и получите массу вещества. Так, 1 моль сульфата алюминия весит 342 грамма, 2 моля - 684 грамм и т.д.
7
Если вам известно количество вещества в молях и его обычная масса, то молярную массу рассчитывайте по формуле M = m / ?.

Совет 2: Как вычислить моль

Одним из первых понятий, с которыми сталкивается школьник при изучении курса химии, является моль. Данная величина отображает количество вещества, в котором находится определенное число частиц постоянной Авогадро. Понятие «моль» было введено для того, чтобы избежать сложным математических вычислений с большими числами мельчайших частиц.
Инструкция
1
Определите число частиц, которые содержаться в 1 моль вещества. Данная величина является константой и называется постоянной Авогадро. Она равна NА=6,02*1023 моль-1. Если вы хотите провести более точные расчеты, то значение данной величины необходимо брать согласно информации Комитета по данным для науки и техники CODATA, который ежегодно пересчитывает постоянную Авогадро и утверждает наиболее точные значения. К примеру в 2011 году было принято, что NА= 6,022 140 78(18)×1023 моль-1.
2
Выясните число частиц заданного вещества N. Как правило, данная величина задается в условиях химической задачи.
3
Вычислите значение моль, которое равно отношению числа частиц заданного вещества на величину постоянной Авогадро.
4
Определите величину моль вещества через его молярную массу М. Она имеет размерность г/моль и равна относительной молекулярной массе Мr, которая определяется по таблице Менделеева для каждого элемента, находящегося в составе вещества. К примеру, молярная масса метана СН4 равна сумме относительных атомных масс углерода и четырех водородов: 12+ 4х1. В итоге получите, что М(СН4)=16 г/моль. Далее изучите условие задачи по химии и выясните, для какой массы m вещества необходимо определить количество моль. Оно будет равно отношению массы к молярной массе.
5
Помните, что молярная масса вещества определяется количественными и качественными характеристиками его состава, поэтому разные вещества могут обладать одинаковыми значениями моль при различных массах.
6
Изучите условия задачи, если в ней необходимо определить количество моль для газообразного вещества, то можно его вычислить через объемы. В этом случае необходимо выяснить объем V заданного газа при нормальных условиях. После этого разделите данную величину на молярный объем газа Vm, который является константой и при нормальных условиях равен 22,4 л/моль.

Совет 3: Как вычислить молекулярную массу

Под молекулярной массой какого-либо вещества подразумевается суммарная атомная масса всех химических элементов, которые являются частью данного вещества. Чтобы вычислить молекулярную массу вещества, не потребуется особых усилий.
Вам понадобится
  • таблица Менделеева.
Инструкция
1
Как было сказано в определении, молекулярная масса - это сумма всех атомных масс вещества. Чтобы узнать атомные массы различных химических элементов, потребуется взглянуть на периодическую таблицу химических элементов Менделеева.
2
Теперь потребуется кинуть пристальный взгляд на любой из элементов в этой таблице. Под названием любого из указанных в таблице элементов есть числовое значение. Именно оно и является атомной массой этого элемента.
3
Теперь стоит разобрать несколько примеров расчета молекулярной массы, исходя из того, что атомные массы теперь известны. Например, можно посчитать молекулярную массу такого вещества, как вода (H2O). Молекула воды содержит в себе один атом кислорода (O) и два атома водорода (H). Тогда, найдя по таблице Менделеева атомные массы водорода и кислорода, можно начать считать и молекулярную массу:2*1.0008 (ведь молекул водорода две) + 15.999 = 18.0006 а.е.м (атомные единицы массы).
4
Еще один пример. Следующим веществом, молекулярную массу которого можно подсчитать, пусть будет обычная поваренная соль (NaCl). Как видно из молекулярной формулы, молекула поваренной соли содержит в себе один атом натрия Na и один атом хлора Cl. В таком случае, ее молекулярная масса считается так:22.99 + 35.453 = 58.443 а.е.м.
Видео по теме
Обратите внимание
Хотелось бы отметить, что атомные массы изотопов различных веществ отличаются от атомных масс в таблице Менделеева. Связано это с тем, что число нейтронов в ядре атома и внутри изотопа того же вещества различно, поэтому атомные массы также заметно отличаются. Поэтому изотопы различных элементов принято обозначать буквой данного элемента, прибавляя при этом в верхнем левом углу его массовое число. Примером изотопа является дейтерий ("тяжелый водород"), атомная масса которого равна не единице, как у обычного атома, а двум.

Совет 4: Как вычислить молекулярную массу вещества

Молекулярная масса вещества - это масса молекулы, выражаемая в атомных единицах и численно равная молярной массе. При расчетах в химии, физике и технике часто используется вычисление значений молярной массы различных веществ.
Вам понадобится
  • - таблица Менделеева;
  • - таблица молекулярных масс;
  • - таблица значений криоскопической постоянной.
Инструкция
1
Найдите нужный элемент в таблице Менделеева. Обратите внимание на дробные числа под его знаком. К примеру, кислород О имеет в ячейке численное значение, равное 15,9994. Это атомная масса элемента. Атомную массу необходимо умножить на индекс элемента. Индекс показывает, сколько молекул элемента содержится в веществе.
2
Если дано сложное вещество, то умножьте атомную массу каждого элемента на его индекс (если содержится один атом того или иного элемента и нет индекса соответственно, то умножайте на единицу) и сложите полученные атомные массы. Например, молекулярная масса воды вычисляется так - MH2O = 2 MH + MO ≈ 2·1+16 = 18 а. е. м.
3
Вычислите молекулярную массу из специальной таблицы молекулярных масс. Таблицы найдите в интернете или приобретите их печатный вариант.
4
Рассчитайте молярную массу с помощью подходящих формул и приравняйте ее к молекулярной. Единицы измерения смените с г/моль на а.е.м.Если дано давление, объем, температура по абсолютной шкале Кельвина и масса, вычислите молярную массу газа по уравнению Менделеева-Клайперона M=(m∙R∙T)/(P∙V), в котором М - молекулярная (молярная масса) в а.е.м., R - универсальная газовая постоянная.
5
Высчитайте молярную массу по формуле M=m/n, где m - масса любого данного вещества, n - химическое количество вещества. Выразите количество вещества через число Авогадро n=N/NА или с помощью объема n=V/VM. Подставьте в формулу выше.
6
Найдите молекулярную массу газа, если дано только значение его объема. Для этого возьмите герметичный баллон известного объема и откачайте из него воздух. Взвесьте его на весах. Закачайте в баллон газ и вновь измерьте массу. Разность масс баллона с закачанным в него газом и пустого баллона есть масса данного газа.
7
С помощью манометра найдите давление внутри баллона (в Паскалях). Термометром измерьте температуру окружающего воздуха, она равна температуре внутри баллона. Переведите градусы Цельсия в Кельвины. Для этого к полученному значению прибавьте 273. Найдите молярную массу по уравнению Менделеева-Клапейрона, приведенному выше. Переведите ее в молекулярную, заменив единицы измерения на а.е.м.
8
Если необходимо провести криоскопию, высчитайте молекулярную массу из формулы М=Р1∙Ек∙1000/Р2Δtk. P1и P2 — массы растворенного вещества и растворителя соответственно, в граммах, Eк — криоскопическая постоянная растворителя (узнайте ее из таблицы, она различна для разных жидкостей); Δtk — разность температур, измеряемая с помощью метастатического термометра.
Источники:
  • Второй Закон Рауля. Таблица значений криоскопической постоянной
Видео по теме
Источники:
  • молярная масса алюминия
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше