Фактически, вторая мировая война началась с велосипеда. В апреле 1939 года Итальянские войска высадились на побережье Албании и двинулись в глубь страны на велосипедах по дорогам, неподходящим для автомобильного транспорта.

 Японцы ехали на велосипедах во время вторжения в Малаю и битвы за Сингапур.

Немецкий блицкриг подержали полки велосипедистов. Британские парашютисты выпрыгивали из самолетов сжимая в руках складные велосипеды BSA AIRBORNE и спокойно проехали на них по проселочным дорогам Франции, чтобы совершить налет на радиолокационной станции.

Немецкие воздушно-десантные войска использовали велосипеды во время вторжения в Нидерланды и Норвегию. Сопротивление во Франции и в других странах полагалось на велосипеды при перемещении радиоприемников. оружия и боеприпасов. Финская армия чередовала лыжи и велосипеды в своей успешной войне с красной армией.

Двукратный чемпион «Тур де Франс» Джино Бартали, в своем гоночном снаряжении помогал Итальянскому сопротивлению, отправляя сообщения под предлогом, что он был на тренировочных поездках. Китайские партизаны использовали велосипеды, чтобы нанести удар по Японским конвоям. Американская 101-ая воздушно-десантная дивизия реквизировала гражданские грузовые велосипеды для перевозки сброшенных с воздуха припасов во время операции «Мarket Garden».

Рассмотрим логистику перемещения сотни готовых к бою солдат, сотни рюкзаков, на расстояние в сотни километров по грунтовым дорогам. Пешком они пойдут за два дня. Если они будут идти ночью, то сделают это за 24 часа и естественно будут не готовы к бою. Если бы их роте был назначен единственный грузовик, ему все равно потребовалось бы день или два, чтобы переправить людей группами по 20 человек по разбитым дорогам.

Но дайте солдатам сотню велосипедов, и они смогут проехать сто километров за полдня. Японцы использовали именно эту тактику в своем чрезвычайно успешном вторжение в Малаю, современная Малайзия и Сингапур, в период с 8 декабря 1941 по 31 января 1942 года. Британская колония Малая занимала экваториальный полуостров со островным городом Сингапур на его южной стороне. Британцы хорошо укрепили Сингапур и окружающий его проливы, ожидая нападения с моря.

Их план состоял в том, что Сингапур в течение нескольких месяцев выдержит осаду, пока из Великобритании прибудет помощь. Японцы не стали дожидаться мощного британского флота, решив атаковать через черный ход. Прибыв на берег, в сотни километров к северу от Сингапура, Японские войска реквизировали велосипеды у местных Малайцев, для применения их в молниеносной атаке.

Генерал-лейтенант Японской императорской армии Томоюки Ямасита и его 25 армия совершили вторжение на весь полуостров протяженностью 1120-ть километров. И менее чем за 70 дней одержали победу над союзными Британскими, Австралийскими, Индийскими и Малайскими войсками, продвигаясь вперед через джунгли на велосипедах.

Их победа положила конец Британской империи в Азии. Считается, что помимо отличного руководства, грамотного применения силы и исключительной логистики, использование велосипедов является причиной катастрофы союзных войск. Но почему Японская армия решила использовать велосипеды, а не лошадей?

Это решение позволило солдатам двигаться быстрее и с меньшими усилиями, что дало возможность сбить с толку защитников. Японские солдаты на легких велосипедах могли использовать узкие дороги, скрытые тропы и импровизированные бревенчатые мосты. Даже когда мостов не было, солдаты переходили реки вброд, неся на плечах своих железных коней.

Велосипеды также оказались отличным помощником при транспортировке снаряжения. В то время как Британские солдаты несли до 18-ти килограммов во время марша по джунглям, их Японские враги могли нести вдвое больше, благодаря распределению веса на двух колесах.

Интересно, что велосипеды не участвовали в десантной операции из опасения заметить посадку. Однако стратегия Японской армии рассчитывалась с учетом тысяч велосипедов, которые были экспортированы в Малаю до войны, и которые могли быть конфискованы у гражданских лиц и розничных торговцев.

Велосипеды, специально приспособленные для потребностей вооруженных сил, регулярно использовались с начала ХХ столетия. Периодически в разных армиях мира появились велосипеды со станковым пулеметом или грузовые модели, предназначенные для эвакуации раненых. Это были своего рода штучные образцы, которые так и не получили широкого распространения в армии. Но в большинстве своем на вооружении стояли гражданские модели, к которым было приделано крепление для винтовки или боезапаса.

Одним из наиболее интересных нововведений в мире военных велосипедов стал BSA AIRBORNE, специально разработанный в 1942 году для парашютистов Великобритании. Такой велосипед можно было сложить и прикрепить к передней части костюма парашютиста. Он был достаточно компактным, что позволяло безопасно выпрыгивать из самолета с байком.  Когда десантник приземлялся, он мог использовать быстро съемный ремень, чтобы отсоединить велосипед и бесшумно перемещаться к следующему пункту назначения. На сборку велосипеда уходило до 30 секунд.

В период с 1942 по 1945 компания Birmingham Small Arms Company произвела 70 000 складных велосипедов для самолетов. Они использовались Британской и Канадской пехотами во время вторжения в «день д» и в Армине, во время второй волны. Хотя эти велосипеды использовались не так часто, как изначально предполагалось, они все же были лучшим и куда более быстрым вариантом, чем ходьба.

Хотя после второй мировой войны велосипеды были полностью заменены моторизированным транспортом, они сыграли важную роль для Вьетконга и армии северного Вьетнама, которые использовали их для перевозки грузов по тропе Хо Ши Мина во время войны во Вьетнаме. Однако, поскольку они часто везли до 180-ти килограммов риса, на таких велосипедах нельзя было ездить, их просто толкали. Эти Вьетнамские грузовые велосипеды часто укрепляли в мастерских в джунглях, чтобы они могли перевозить тяжелые грузы по любой местности.

Велосипеды Militarvelo МО-05 и по сей день стоят на вооружении Швейцарской армии. Хотя их конструкция особо не изменилась с 1905 года, когда они были приняты на вооружение. Во время гражданской войны в Шри-Ланке, недостаточно оснащенные Тамильские силы использовали гражданские горные велосипеды для быстрой и дешевой переброски войск на поле боя и обратно.

Сегодня велосипеды больше не используются в армиях мира повсеместно. Но они по-прежнему сохраняют потенциал дешевого, мобильного и не требующего топлива личного транспорта для бойца.