Первые работы в Древней Руси

Феофан Грек родом из Константинополя. Он появился на свет в 1340 году. Этот византийский живописец оказал сильное влияние на становление и последующее развитие русской иконописи.

В 70-е годы, уже расписав немало храмов у себя на родине и в Генуе, он приехал в Новгород. К тому времени Грек был уже сформировавшимся мастером с самобытным взглядом на искусство. Ему предложили украсить фресками новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

Вскоре в куполе храма появилось изображение Христа. Его образ был необычен: темный лик, серьезный взгляд, огромная благословляющая рука. Затем на стенах и колоннах появились такие же ангелы, святые. Все эти персонажи росписи Грека, почти монохромные, в основном красно-коричневые, должны были каждому внушать страх и смирение, напоминать о неотвратимости Страшного суда. 

Вокруг глаз, на щеках, шее и груди мастер расположил короткие белые штрихи – пробелы. Так он изобразил духовный свет. Словно внутри каждой фигуры горит свеча, и свет этот ее преображает, одушевляет. Грек тем самым показал, что в каждом человеке живет божественный огонь, и потому сила духа неисчерпаема. 

Такая живопись соответствовала характеру новгородских храмов – мощных, сдержанных. Да и самому духу новгородцев. Не случайно работы византийского мастера так органично вписались в так называемую новгородскую школу живописи. 

Модный художник

В 90-х годах Грек переехал в Москву, где быстро стал модным мастером. Его часто приглашали расписывать не только храмы, но и частные дома. Он также занимался оформлением книг.  

Грек вместе с другими живописцами оформил несколько соборов. До наших дней из них дошло немного. Так, сохранилось несколько фигур из иконостаса Благовещенского собора.

Его византиец оформлял вместе с молодым художником-монахом Андреем Рублевым в 1405 году. Они придумали иконостас – перегородку, отделявшую алтарь, превратили в целую стену с иконами в несколько рядов. Грек передал своему ученику многое из своего опыта и в целом сильно повлиял на его творчество. Сейчас Рублева считают самым лучшим древнерусским художником. 

Феофан Грек не ставил подписей на своих работах, но манера его письма была настолько индивидуальной и так отличалась от других, что сегодня эксперты могут определить авторство по особенностям живописи. Она экспрессивна и напряженна. Так, они считают, что византиец написал иконы «Успение Богоматери», «Преображение», «Божия Матерь Донская». Остальные его работы не сохранились. 

Феофан Грек умер в 1410 году. Он так и не увидел шедевров своего ученика Андрея Рублева, но дал мощный толчок развитию древнерусской живописи.