Совет 1: Какие русские художники писали картины с русских сказок

Русские сказки и былины, пронизанные волшебством, населенные знакомыми с ранних лет героями, волновали и вдохновляли поэтов, художников, композиторов. Особенное развитие в русской культуре сказочный сюжет получил в XIX веке, когда творцы разных художественных форм работали в едином порыве - композиторы ставили оперы по сказкам писателей, а художники вдохновлялись театральными постановками.
В.М. Васнецов «Ковер-самолет»

Царевна-Лебедь

Именно так была создана прекрасная картина Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) «Царевна-лебедь», украшающая один из залов Третьяковской галереи. Очарованный оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А.С. Пушкина, художник сначала рисовал эскизы театральных декораций и костюмов. Затем появился портрет Царевны-Лебедь, партию которой исполняла жена художника. Однако сказочная крылатая красавица с картины уже не похожа на сохранившиеся фотографии певицы - она самобытна и трагичная, как многие образы М.А. Врубеля.

Художник-сказочник

Пожалуй, самыми знаменитыми картинами, выражающими дух и красоту русских сказок, стали шедевры Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926). С раннего детства Васнецов впитывал в себя духовность русской земли: по примеру отца он собирался стать священником. Но не доучившись одного класса в семинарии, будущий художник послушал зов сердца и поступил в Академию художеств. С тех он всю жизнь старался передать другим людям то волшебство, которое ощущал сам - бег Серого волка с Иваном-царевичем через дремучий лес, полет сказочного ковра над русскими просторами, тоску младшей царевны подземного царства.
Самую богатую коллекцию работ В.М. Васнецова можно увидеть в его доме-музее, похожем на сказочный терем.

Над известной картиной «Богатыри» художник работал около двадцати лет - она стала вершиной его творчества. Три монументальные фигуры русских молодцев олицетворяют силу, честь, достоинство народа, служащего во славу своей земли.

Картинки, знакомые с детства

Творчество А.С. Пушкина вдохновляло не только композиторов. Илья Яковлевич Билибин (1876-1942) после долгой работы над своим собственным стилем стал лучшим, каноническим иллюстратором Пушкина. Его манера письма, «билибинская», заключалась в строгих линиях графики, расцвеченных яркой акварелью, в изобилии русского народного декора.

Сначала русские сказки не интересовали художника, и он занимался портретной и пейзажной живописью. Однако в 1899 году на выставке он увидел картину В.М. Васнецова «Богатыри» и был так поражен этим эпическим полотном, что с той поры посвятил всю жизнь живописанию русских сказок.
Однофамилец знаменитого живописца, Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) иллюстрировал детские потешки, прибаутки и фольклорные песенки. Его живые и забавные картинки переиздаются в детских книгах уже более полувека.

Морское царство

Большое влияние В.М. Васнецов оказал и на творчество другого русского художника - Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), став прототипом главного героя картины «Садко» . И.Е. Репин изобразил момент новгородской былины, когда морской царь показывает гусляру Садко своих дочерей. Вереницей идут красавицы перед русским музыкантом, но он смотрит только туда, где чудится ему силуэт любимой девушки Чернавы. Картина была куплена будущим царем Александром III, а художник получил за нее звание академика.

Совет 2 : Как составить список художников 19 века

19 век – время расцвета как мировой, так и русской живописи. В этот период ключевыми направлениями в живописи Западной Европы являются романтизм, реализм, импрессионизм, неоимпрессионизм и постимпрессионизм, прерафаэлизм. Если требуется составить список художников 19 века, лучше структурировать его по направлениям, которые представляли эти художники, а также странам, являвшимся центрами развития данных направлений.
Огюст Ренуар. «Клод Моне за работой в Аржантейе»

Западноевропейские художники 19 века

Начать список следует с представителей западноевропейской живописи 19 века, мировым культурным центром в это время по-прежнему (еще начиная с 17 века) считалась Франция, а художественным стилем, открывающим эпоху, – романтизм. Как ни странно, на просторах интернета гораздо проще найти информацию о представителях романтизма в живописи в целом, чем о французских художниках 19 века. К примеру, можно обратиться к информации, представленной на сайте smollbay.ru, где указаны художники-романтики не только Франции, но и других стран. Кстати, начать список представителей романтизма в живописи 19 века следует с одного из ее родоначальников – испанца Франсиско Гойи. Также сюда можно включить имена Жака Луи Давида, чье творчество занимает пограничное состояние между классицизмом и романтизмом, и «истинных романтиков» Теодора Жерико и Эжена Делакруа.

На смену романтизму приходит реалистическая живопись, также зародившаяся во Франции. Довольно емкая статья об этом направлении содержится в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», в сети интернет ее текст можно прочитать на сайте dic.academic.ru. К представителям реализма в изобразительном искусстве Франции, в первую очередь, следует отнести Оноре Домье, Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле.

Одна из самых ярких страниц в истории французской живописи – возникновение и развитие импрессионизма. Информацию о художниках-импрессионистах найти довольно легко, обратившись к сайтам hudojnik-impressionist.ru, impressionism.ru, а также к многочисленным печатным изданиям по данной тематике, например, «Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия» Ивана Мосина, «Импрессионизм. Очарованное мгновение» Натальи Синельниковой, «История мировой живописи. Импрессионизм» Натальи Скоробогатько. Ведущими мастерами здесь являются Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега.

Не менее распространенной является информация о представителях неоимпрессионизма и постимпрессионизма. Найти ее можно на уже упоминавшемся сайте smollbay.ru или в книге Елены Зориной «История мировой живописи. Развитие импрессионизма». Прежде всего, список должен пополниться именами Жоржа Сера, Поля Синьяка, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри де Тулуз-Лотрека.
Все большую популярность приобретает такое направление в английской живописи второй половины 19 века, как прерафаэлизм. С именами его представителей можно ознакомиться на сайтах dic.academic.ru, restorewiki.ru или в книгах «Прерафаэлизм» Ивана Мосина, «История мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты» Натальи Майоровой и Геннадия Скокова. Ведущими мастерами этого направления являются Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Уильям Моррис, Эдуард Берн-Джонс.

Мастера русской живописи 19 века

Список русских художников 19 века составить значительно проще, обратившись за информацией к таким сайтам, как www.art-portrets.ru, art19.info или одной из многочисленных энциклопедий русской живописи. Здесь следует выделить представителей романтизма (Орест Кипренский, Василий Тропинин, Карл Брюллов), художников, чье творчество представляет собой переход от романтизма к реализму (Александр Иванов, Павел Федотов) и наконец – знаменитых передвижников (Илья Репин, Иван Крамской, Василий Перов, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов и многие другие).

Составить список художников 19 века – не такая уж трудная задача, нужно лишь приложить немного усилий для поиска и систематизации информации.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500