Чтобы разобраться в вопросе, можно ли использовать гаджеты для фото- и видеосъемки на территории торговой точки, необходимо понять, что в себя включает понятие «магазин».

ФЗ-381 говорит нам о том, что с целью осуществления розничной торговой деятельности юридическое лицо или физическое лицо со статусом ИП приобретает стационарный или нестационарный объект (здание, часть здания, строение, часть строения, сооружение, конструкция). Сама эта деятельность реализуется исключительно на площади торгового объекта. Это выкладка и демонстрация товарного ассортимента, обслуживание и консультирование покупателей, проведение с ними денежных расчетов. 

То есть, по сути, магазин является общественным местом, куда каждый желающий может войти, посмотреть товар, потрогать его руками и даже примерить в определенных случаях. То есть, у потенциального покупателя есть право на ознакомление со всем, что имеется в зале, совершение конкретных действий в отношении демонстрируемого товара без предварительной оплаты его полной или частичной стоимости. Ценники и прописанные на них суммы также входят в общую обстановку торгового помещения и подлежат предварительному изучению. Сюда можно отнести фото и видеосъемку.

Это прописано в ст. 29 Конституции РФ. Она указывает, что каждый гражданин имеет право на получение информации любыми законными способами, не противоречащими правовым нормам. Исключением являются данные, представляющие коммерческую тайну.

В ст. 6 закона «О защите прав потребителей» не указано, как именно фотограф может распорядиться полученными сведениями, а также нет мер наказания за распространения информации о товарах и услугах торговой точки.

Даже в том, случае, когда на территории торговой точки появляется представитель конкурирующей фирмы для изучения и фиксации ассортимента и ценовой политики, воспрепятствование его действиям будет незаконно и расценено как превышение должностных полномочий, что впоследствии может повлечь крупный штраф для администрации магазина.

Можно ли фотографировать покупателей

Исходя из ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ, без предварительного согласия гражданина нельзя проводить в его отношении фото или видеосъемку. Это следует из конституционно закрепленного принципа на неприкосновенность частной жизни.

В случае же с розничной торговой точкой попадание, если обычный покупатель попадает в кадр при съемке, цели которой запечатление общей обстановки и ассортимента, а не конкретного лица, ее нельзя считать незаконной. Магазин является публичным местом, поэтому фиксация других покупателей на фоне интересующего товара для личного пользования может осуществляться любым лицом.

Что и почему нельзя снимать в торговом помещении

К коммерческой тайне торговой точки можно отнести все данные и сведения, касающиеся расчетов и прогнозов по экономической деятельности организации, смет и данных бухгалтерских документов, сведений отдела кадров.

Лейблы и эксклюзивные дизайнерские методы оформления внешнего вида работников зала, витрин и размещение ассортимента разрешено фиксировать гаджетами, но использование в иных, кроме личных, целях, в том числе для дублирования в других торговых точках, является незаконным и влечет за собой ответственность, вплоть до судебного разбирательства.

Что делать при превышении должностных полномочий персоналом

Большинство потребителей не знают своих прав, чем и пользуются работники магазинов. Требование персонала торговой точки прекратить съемку в помещении является незаконным. Можно поступить, как требуют, чтобы избежать скандала, но если действия охранников или консультантов становятся агрессивными (нецензурная брань, попытка выхватить устройство фото или видеофиксации, рукоприкладство), стоит вызвать полицию и представителя общества защиты потребителей, чтобы зафиксировать нарушение прав и привлечь администрацию магазина к ответственности.

При проявлении агрессии сотрудниками стоит записать разговор, а по возможности и снять все происходящее, чтобы не возникло спорных ситуаций, и были доказательства превышения полномочий персоналом торговой точки. Как правило, когда в магазине сталкиваются с покупателями, осведомленными о своих правах и обязанностях магазина, конфликт быстро исчерпывается. Это происходит из-за опасения не только административной ответственности для всей торговой точки, но и уголовной для допустившего нарушение сотрудника.