Аутизм - сегодня не редкость. Обусловлено это прежде всего тем, что методы диагностики совершенствуются, а общество все больше узнает о людях с аутизмом. Тем не менее, на людей с РАС часто смотрят с точки зрения стереотипов. Например, им поголовно приписывают неспособность к общению, трудности с обучением, синдром Саванта и любовь к математике и точными наукам. 

Но люди, взрослые и дети, у которых диагностирован РАС, разные. Среди них есть гении и есть те, кто не способен к обучению. Большинство же людей с аутизмом находятся где-то посередине спектра, могут общаться и учиться, ведут активный образ жизни, и с первого взгляда аутизм у них заподозрит разве что опытный медицинский работник. 

Тем не менее, люди с аутизмом отличаются от нейротипиков. И это необходимо знать, особенно, если в семье или коллективе много детей, и у кого-то из них имеется соответствующий диагноз. Первое, что стоит усвоить, объясняя кому-то, что такое аутизм - это то, что необходимо быть добрым. Обсуждая РАС, необходимо концентрироваться на позитивных моментах. Гораздо важнее объяснить ребенку, что прекрасно в другом ребенке, что делает его уникальным, в чем он хорош, чем подчеркивать негативные моменты.

Что нужно помнить об аутизме

Конечно, у детей-нейротипиков, сталкивающихся с теми, кто отличается от них и ведет себя по другому, возникает множество вопросов. Они нуждаются в помощи, чтобы выстроить отношения с этими "другими", и им необходимо понять их. Отвечая на вопросы, обязательно помните:

  1. Аутизм - не отсталость и не инвалидность.
  2. Если в беседе принимает участие ребенок с аутизмом, не надо игнорировать его и говорить о нем в третьем лице, как будто его рядом нет. Он должен участвовать в обсуждении, к нему надо обращаться, даже если он не говорит и не отвечает.
  3. Дети имеют  право спрашивать и делать это прямо. Это не грубо. Они просто стремятся к ясности, ни в коем случае не хотят задеть вас или того, кем интересуются.
  4. Отвечайте на вопросы честно, но учитывайте возраст того, кто интересуется.  

Самое сложное, должно быть, это объяснить маленькому ребенку, что такое срыв, который случается у детей с РАС. Ведь такое поведение очень пугает. Ребенок с РАС может сорваться из-за малейшего пустяка, кричать, плакать и даже вести себя агрессивно. Нейротипичные дети часто стремятся помочь страждущему, но встречают яростное сопротивление, что повергает их в недоумение и может настроить против ребенка с аутизмом.

Как объяснить ребенку, что такое срыв у детей с аутизмом

Срывы, которые часто случаются в публичных местах, пугают не только детей, но и взрослых. Сколько родителей детей с аутизмом могут поделиться опытом, как во время очередного срыва, они дожидались не поддержки, а нападков от окружающих, которые не прочь сделать замечание маме или папе "невоспитанного и разболтанного" ребенка.

Объясняя, что такое срыв и отчего он происходит, можно прибегнуть к аналогии разных игровых приставок. Вот есть игровая приставка Xbox, Wii и Play Station. Но если попытаться запустить игру, предназначенную для Xbox на Wii, система не распознает ее. Вот так и наш мозг. У каждого он разный, и то, что хорошо для одного, может быть плохо для другого. Мозг может отказаться играть по правилам, которые ему не подходят, а если он слишком нагружен, то зависнет и ему будут нужны перезагрузка и отдых. То же самое происходит и с перегруженным мозгом ребенка с аутизмом. Срыв - это такая перезагрузка.

Книги, фильмы и игры

Хорошее решение - прибегнуть к помощи книг и фильмов. Например, книги "Мария и я" и "Жизнь среди людей" подойдут для детей, которые интересуются тем, что такое аутизм. В сети можно найти множество фильмов, которые можно посмотреть вместе, на семейном просмотре. "Темпл Грандин", "Мальчик, который умел летать", "Звездочки", "Форма голоса", "Жутко громко и запредельно близко". 

Детям помогают сблизиться игры. Беда в том, что дети с аутизмом предпочитают чаще играть в одиночку, сами с собой, а нейротипичные дети предпочитают играть в компании или по крайней мере не противятся этому. Поэтому, чтобы использовать игру и вовлечь в нее разных детей, надо постараться, чтобы времяпровождение доставляло удовольствие всем.

Вот, к примеру, один ребенок активен и любит соревноваться,  другой - предпочитает неспешные созерцательные прогулки. Подходящей альтернативой могут стать велосипедные прогулки, которые перемежаются короткими веселыми соревнованиями. 

Но самое главное, что поможет детям понять и сблизиться с ребенком с аутизмом - это собственный пример. Ваше поведение в данной ситуации является ключевым фактором в том, насколько близкие и доверительные отношения установятся между детьми, нейротипичны они или у них поставлен диагноз РАС. Доброта, готовность прийти на помощь и поддержать, готовность слушать и слышать - это то, в чем нуждаются все дети.