Стартовые условия

Некоторые эксперты считают, что живопись одному дается легко, без особого напряжения, а другому - с большим трудом. Имеет право на жизнь и другое мнение. Вся тайна скрыта в природных способностях, особенностях характера и работоспособности. Рисовать картины красками, карандашом или другим способом можно в специальном учебном заведении. Однако видеть окружающий мир дано не каждому. Проходя мимо березовой рощи, один человек восхитится красотой пейзажа, а другой быстренько подсчитает, сколько на этом месте можно заготовить дров.

Талантливый русский художник Константин Алексеевич Коровин появился на свет 5 декабря 1861 года в зажиточной купеческой семье. Родители на тот момент проживали в Москве. Дедушка Михаил, старообрядец, купец первой гильдии, владел и управлял ямскими станциями. На него работали сотни ямщиков, которые перевозили грузы и пассажиров от столицы до Нижнего Новгорода и в обратном направлении. Его сын Алексей получил университетское образование. Он взял в жены Полину Волкову, девушку из дворянской семьи. Однако деловой хватки своего батюшки Алексей не унаследовал.

В скором времени началось интенсивное строительство железных дорог, и ямщики со своими тройками и кушаками остались в прошлом. Алексей Коровин запутался в долгах, и его признали банкротом. Дом продали на аукционе в счет погашения задолженности, и семейство перебралось в подмосковную деревушку Мытищи. Константин рос младшим ребенком в семье и во всем брал пример с брата Сергея, который был старше на три года. Ему жизнь в деревне понравилась. Домашним воспитанием ребятишек занималась матушка. Она неплохо рисовала акварелью и умела играть на арфе.

Маленький Костя много раз с восхищением наблюдал, как мать готовит краски и кисти. А затем переносит на лист бумаги, где через несколько мгновений появлялся рисунок. Затем он наблюдал за творчеством старшего брата. Подошло время, и ему тоже позволили «испачкать» бумажный лист. Будущему художнику процесс понравился. Одновременно с этим обстановка в доме ухудшалась. Отец недолго поработал учетчиком на лесопильном заводе. Потом после продолжительной депрессии ушел в запой и покончил жизнь самоубийством. Мать с двумя детьми на руках осталась почти без средств к существованию.   

Путь в профессию

В 1875 году вслед за старшим братом Константин поступил в Московское училище живописи. На первом курсе он занимался в творческой мастерской Алексея Саврасова. Маститый художник учил своих подопечных находить характерные детали в пейзаже, прежде чем браться за кисть. Через год талантливого наставника уволили, и Коровин перешел под опеку Василия Поленова. Важно отметить, что к тому моменту русские художники в своем большинстве отдавали предпочтение сюжету картины. Цвет, оттенки и полутона отступали на второй план.  

Под влиянием Поленова начинающий живописец в первую очередь формировал цветовую композицию. В последней четверти 19-го века во Франции зародился новое направление в художественном творчестве – импрессионизм. Константин Коровин к тому моменту еще не знал об этом течении. Он просто написал «Портрет хористки» в той технике, которую ему преподавал наставник. К удивлению и радости молодого художника, картина понравилась ценителям, хотя и не всем. Коровина представили знаменитому меценату Савве Мамонтову, который посчитал нужным опекать юное дарование.  

Мамонтов привлек Константина к работе над декорациями в его частной опере, которая располагалась в поместье Абрамцево. Здесь ставились оперы «Аида» и «Кармен». Спектакль «Снегурочка». В 1892 году Коровин отправился за счет мецената во Францию, набираться опыта и создавать новые картины. Почти три года художник прожил в Париже и его окрестностях. В качестве отчета своему попечителю он привез полотна «Париж. Бульвар капуцинок», «После дождя», «Парижское кафе». Вернувшись на родную землю, Коровин продолжил плодотворно работать в своей индивидуальной манере.   

На перекатах истории

В начале 20-го века Коровину начали поступать масштабные заказы на оформление коммерческих мероприятий. Он оформил павильон под названием «Крайний Север» на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. На всемирной выставке в Париже, живописец нарисовал три десятка декораций для Кустарного отдела Русского павильона.  Когда началась Первая мировая война, художник консультировал специалистов из Генерального штаба по вопросам маскировки.

После революции художник привлекли к работе по просвещению масс. Он читал лекции, обучал слушателей правилам рисования. Через некоторое время семейство Коровиных выселили из дачи. В городскую квартиру подселили дополнительных жильцов. Эта процедура называлась «уплотнение». 

Приватная жизнь

Со своей женой Анной Фидлер художник познакомился в ранней юности. Личная жизнь у молодых складывалась сложно. Они смогли стать мужем и женой только после рождения первенца. К большому горю родителей ребенок вскоре умер от заразной болезни. Через несколько лет на свет появился второй сын Алеша. По трагической случайности он в шестнадцать лет попал под трамвай и остался без ног.

В 1923 году Коровин под надуманным предлогом уехал из Москвы в Париж. Но обстановка в любимом когда-то городе кардинально изменилась. Когда-то известному художнику приходилось перебиваться случайными заработками. Супруга начала прихварывать. Константин Алексеевич тянулся изо всех сил. Но однажды сердце не выдержало. Художник скончался в сентябре 1939 год от инфаркта. Его похоронили в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.