В настоящее время в регионе проживает около восьми тысяч представителей народности и многие из них до сих пор придерживаются древних языческих верований. Кроме того, немало мари, как они себя порой называют, даже из тех, кто проповедует христианство или атеизм, продолжают поклоняться древним святыням из культурных побуждений, сохраняя таким образом, самобытные традиции предков.


История объектов.

Верования марийцев — это в основном поклонение дикой природе. Проживая в лесистой местности богатой водоемами, люди считали, одним из наиболее почитаемых объектов деревья. Мари приносили им жертвы и подарки, охраняли как высшие сущности, как памятники и как вместилища духов предков. Проявлением этих традиций, являются почитаемые до сих пор священные рощи, которых немало расположено в нижегородской области.



Это уникальные объекты, в некоторых из которых, до сих пор проводятся культурные и религиозные обряды, отмечаются языческие праздники. Рощи считаются местами силы, позволяющими войти в контакт с духами и иными высшими существами, чтобы попросить их защиты и покровительства. Иногда отдельным деревьям, поклоняются, как памятникам определенным событиям или хранителям каких-то тайн. Бывало же, что объектом поклонения выступали и целые рощи являясь хранителями духа племен, а позднее рядом расположенных поселений. Есть документальные свидетельства о символической сделке, по продаже священной рощи между марийскими деревнями, произошедшей уже в двадцатом веке. Нередко даже приняв христианство, марийцы продолжали использовать для молитв те же места в священных рощах, расставляя на пнях подсвечники, и отправляя обряды в лесу, как в храме.

Священные места тщательно оберегаются от человеческого вмешательства. Посещая их, ни в коем случае нельзя мусорить, что-то ломать или выносить. Там запрещается собирать грибы и ягоды, охотится, собирать хворост. Для разведения ритуальных костров в праздники дрова привозят с собой. Благодаря такому отношению, рощи остаются кусочками девственной природы, с нетронутой экосистемой, и достигшими серьезного возраста деревьями.


Как посмотреть Священные Рощи


Для желающих посетить одно из таких мест, подойдет Священная роща Цепельская, которая находится не далеко от Васильсурска. Роща и сейчас является священным местом для мари. Карты по сей день проводят здесь свои обряды. Меньше чем в километре на юго-восток от окраины селения, находится этот лес, площадью около четырех тысяч квадратных метров. Здесь растут дубы, липы и березы возрастом более сотни лет, такие же как те, которым поклонялись марийцы до прихода русских. Роща богата редкими растениями.

Днем, когда происходят самые масштабные действа язычников, является одиннадцатое сентября. Мари приносят жертвоприношения и оставляют подарки своим божествам и духам. Самые известные из них Шочынава, Поро Ош Кугу Юмо и Мланде-Ава. Чаще всего марийцы приносят сюда особые платки, деньги и хлеб.

Посредине Цепельской Рощи бьет Супротивный ключ. Называется он так потому, что течет в противоположную рекам Волге и Суре, сторону. По преданиям мари, в нем обитает древний дух, которому приносят монеты и бросают в воду. Их можно увидеть при посещении святыни.


Источник почитают не только язычники, но и христиане. Он всегда ухожен и украшен разноцветными лентами. Невдалеке от Супротивного ключа растет Хмелевская сосна. Ее высота более двадцати пяти метров, а диаметр ствола почти метр. С 1996 года она охраняется государством как природный памятник.