В определенной степени культуру можно сравнить с идеей о Сверх-Я (Супер-Эго). Дело в том, что, по мнению психоаналитика, и эта часть человеческой психики, и культура как таковая создают определенные границы и рамки. Они удерживают бессознательные порывы, формируют нормы, которые являются ограничениями для «низменных» желаний. Культурная среда так же, как и Супер-Эго, подавляет сексуальную энергию и требует соблюдения всех правил.

Как Фрейд относился к культуре

Отношение психоаналитика к культуре как таковой было двояким. Безусловно, он не отрицал, что подобное необходимо в жизни человека. Однако, работая над культурологической концепцией в контексте психоанализа, Зигмунд Фрейд настаивал, что культура может быть причиной развития невротических состояний. И в целом он считал, что культуру, то, как она развивается, какие стадии формирования проходит, можно сравнивать с индивидом, у которого диагностирован невроз.

С другой стороны, Фрейд определял культуру как некую сферу, которая позволяет любому человеку выйти на новый уровень восприятия мира и самого себя. Развитие личности без развития культурных особенностей и общества просто невозможно.

Зигмунд Фрейд настаивал на идее того, что культурные установки и правила позволяют контролировать безудержную энергию, сдерживают деструктивные порывы, идущие из бессознательного, помогают человеку находиться в гармонии с природой. Однако, при всем этом, знаменитый психоаналитик все равно настаивал, что возникающие с ходом истории разнообразные культурные запреты деформируют личность и приводят к неизбежно отрицательным результатам.

Взаимодействие человека и культуры с точки зрения Фрейда

Исходя из своих рассуждений и наработок, Зигмунд Фрейд в итоге вывел два пути непосредственного взаимодействия отдельно взятого индивида с культурными запретами, влияниями и особенностями.

  1. Первый путь представляет собой некое положительное движение вперед, когда человек поддерживает культурные нормы. Благодаря культуре человек может мыслить и действовать рационально, умеет правильно обращаться с природными ресурсами, может избавиться от антисоциальных действий, которые не воспринимаются обществом и могут отрицательно сказаться на саморазвитии.
  2. Второй же путь предполагает отказ от культуры. На деле это крайне сложно вообразить, хотя бы потому, что в подавляющем большинстве случаев человек выбирает как раз путь первый. Если же индивид следует путем отказа, он неминуемо обрекает себя на очень тяжелое существование. Под угрозой находятся целостность и здоровье психики, несмотря на возможность самовыражаться и как бы жить без контроля со стороны Сверх-Я. В современном обществе подобное не поддерживается и не ценится, поэтому огромен риск стать изгоем и полностью разрушить свою жизнь.

Культура как стремление к совершенству

По мнению Зигмунда Фрейда, культура есть ни что иное, как механизм, который подвергает жесткой цензуре любые «нежелательные» инстинкты. При этом непосредственное существование культурных норм, традиций и порядков основывается на переработанной (сублимированной) энергии либидо. Без подобного подкрепления с помощью энергии жизни существовать культура в обществе просто не способна.

Культурная концепция психоаналитика включает в себя идеи о:

  • требованиях справедливости, которые выдвигает культура;
  • одновременно существующих мыслях о подавлении свободы и достижении свободы;
  • чистоплотности и красоте;
  • стремлении к порядку с помощью подавления хаоса, который может быть порожден бессознательным;
  • построении социальных отношений;
  • неудовлетворенности внутренних потребностей, не реализации внутренних потаенных желаний.

Сплетаясь между собой, все рассуждения и мысли насчет культуры подводят к тому, что подобная сфера в представлении Фрейда выступает неким стремлением к совершенству и идеалу, без пороков и низменных инстинктов.