Из предыдущей лекции мы узнали, что ошибочные действия возникают на основе намерений, желаний. Но чаще всего ошибочные действия совершаются из-за того, что несколько намерений рождаются одновременно.

Психоанализ прежде всего изучает те намерения, которые возникли из-за психических процессов, а не физических, органических или материальных. Существуют ошибочные действия, основанные на одном намерении, которые не связаны с реальной ситуацией. Например, действия, выражающие эмоции  – чаще всего они являются  бесцельными.  Мы бессознательно манипулируем с одеждой – поправляем галстук, дергаем за шнурок. Или напеваем знакомую мелодию.

Но чаще всего ошибочное действие возникает при столкновении двух намерений, из которых одно можно назвать нарушаемым, а другое нарушающим. Чтобы узнать причину нарушающего намерения, врач обращается к действиям пациента в тот период времени, когда данная ошибка могла быть уместна. Если человек невольно оговорился и обозвал начальника, то воспоминания покажут последнюю ссору с директором. Но откуда берется намерение, не связанное с реальной ситуацией и совершаемыми действиями? Скорее всего, это зависит от ассоциативного ряда, созданного сознанием от предыдущих действий.

Случай, когда ошибочное действие имеет намерение, можно отнести к одной из трех групп:

  1. Пациент знает об ошибке и намеренно допускает её.
  2. Когда психоаналитик указывает пациенту на ошибку и предполагаемые причины ее возникновения, а пациент, в свою очередь, признаёт ошибку, но не скрывает своего удивления.
  3. Пациент, который резко отвергает ошибку, не принимает ни одной теории ее возникновения.

Мы можем сделать вывод, что намерение может родиться в бессознательном – еще одно доказательство существования неконтролируемой части сознания.

Все три группы показывают степень признания мотива ошибочного действия пациентом. Все намерения нельзя доказать полностью, так как одно связано с другим, и врач начинает разбирать всю цепь, пока не дойдет до истины. Существуют единичные случаи когда один мотив поглощает сознание человека, и ошибочные действия основаны только на нём. Классификация степени признания ошибки применима для оговорок, опечаток забывания и прочих видов ошибочных действий.