На протяжении всей истории сравнительно молодой науки психологии, ученых волновал один из главнейших вопросов – изучение сознания. Но, как ни странно, довольно длительное время это понятие оставалось без определения. В отечественной психологии одним из первых дал объяснение термина «сознание» выдающийся русский психиатр В.М. Бехтерев. Он считал, что основа определения сознания - это отличие сознательных психических процессов от бессознательных, понимая под сознанием ту субъективную окраску, которой сопровождается любая деятельность человека.

С тех пор проблема изучения сознания стала освещаться все больше и больше в отечественной психологии. Основной задачей стал поиск ответов на вопросы: «Для чего и как возникло сознание в процессе становления и развития человека?», «Дано ли оно с рождения или формируется при жизни?» и «Каким образом развивается сознание у ребенка?». Эти и множество других вопросов стали отправной точкой для изучения такого важнейшего понятия не только в науке, но и в жизни человека.


Для того чтобы разгадать «загадку человеческого сознания», ученые начали задаваться вопросом о происхождении этого феномена. Так, советский психолог А.Н. Леонтьев считал, что сознание появляется при условии взаимодействия человека в «общественных отношениях», а индивидуальное сознание, как ни парадоксально, формируется только под влиянием общественного сознания.

Другой советский психолог, Л.С. Выготский, продолжая идеи Леонтьева, приходит к выводу, что опыт социального взаимодействия является главным фактором формирования и развития сознания. Из этого можно сделать вывод, что сознание не дается с рождения, а, наоборот, является результатом взаимодействия человека с окружающим миром. Кроме того, ученые сошлись на мнении, что язык и речь так же являются обязательными условиями возникновения сознания.

Анализируя и обобщая работы отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко и др.), можно выделить несколько функций сознания: отражение окружающей действительности, планирование, творческая функция, оценка и контроль поведения в обществе, формирование отношения к внешним факторам, становление индивидуальности.

Таким образом, в отечественном русле психологии постепенно становится понятно для чего нам необходимо сознание. Однако следует понимать, что понятие о сознании является сложнейшим в науке, и основная трудность в его изучении состояла в том, что ученым приходилось прибегать только к методам самонаблюдения, что лишало исследование объективности. Именно поэтому эта тема в отечественной психологии, да и в мировой, вызывает наибольшее количество споров и дискуссий.