Паллеты – это специальные грузовые приспособления (поддоны), используемые для оптимизации ПРР (погрузо-разгрузочных работ). История появления паллет уходит своими корнями в начало 20 века, когда в качестве их прообраза выступали сбитые доски на двух балках снизу. В процессе совершенствования технических средств для погрузки видоизменялись и поддоны. Они приобрели современный вид в результате того, что под балками был установлен нижний ряд досок, создающий завершенность конструкции.

Особое распространение получили паллеты во времена Второй мировой войны в США, когда оптимизация ПРР приобрела исключительно важное значение. Технологическая модернизация грузовых работ с минимальным привлечением рабочей силы при использовании американских паллет вскоре распространилась и в Европу.

Какие бывают виды паллет

Конструктивно паллеты делятся на следующие виды:

- одноплощадочные поддоны представляют собой единый слой досок для перевозки и хранения груза;

- двухплощадочные паллеты соответственно имеют два слоя досок, что позволяет их использовать с обеих сторон.

Последние более функциональны, но имеют также и больший вес, что, в свою очередь, влияет и на общую массу транспортируемого груза.

Без паллет сегодня уже не возможны грузоперевозки

По типу крепления двух (верхних и нижних) площадок между собой паллеты делятся на балочные и блочные. Первый тип поддонов в качестве ребра жесткости имеет продольную балку, которая значительно укрепляет конструкцию, но позволяет вилочному погрузчику делать захват только с двух сторон. Последние же более легкие и могут использоваться с четырех сторон для захвата, однако по прочности существенно уступают балочным паллетам, что сказывается непосредственно на сроке службы.

Также бывают одноразовые и многоразовые паллеты. Производство второго типа поддонов должно соответствовать ряду требований по возможности их чистки и по прочности конструкции.

Европаллеты и финпаллеты

Европа для грузоперевозок использует стандартные европаллеты, размеры которых регламентируются следующими нормативными актами: ISO3676, ISPM 15, ISO TK/22, UIC norms 435-2/ 435-4. Согласно требованиям указанных документов европаллеты имеют такие размеры: 800*1200*145 мм. На передней несущей ножке в овальном обрамлении наносится клеймо «EUR», которое подтверждает соответствие паллета данному стандарту качества. На других ножках нанесена маркировка, содержащая сведения о производителе, дате изготовления, сроке службы, наличии санобработки.

Два слоя досок европаллет подразумевают пять сверху (широкая – узкая – широкая – узкая – широкая) и три снизу (широкая – узкая – широкая). Кроме того, европаллеты отличаются обязательным наличием фасок по всем углам. Эта конструктивная особенность поддонов евро-стандарта обусловлена мерами по безопасности проведения ПРР.

Паллеты бывают разных видов и стандартов

Финские поддоны (финпаллеты) имеют размеры: 1000*1200**145 мм. На боковые передние ножки финпаллета наносится информация о наличии сертификата соответствия в виде клейма «FIN» в прямоугольнике. А на центральных ножках содержится информация о серии, производителе и дате изготовления.

Конструкция финпаллет имеет следующие особенности: верхняя площадка выполнена в виде семи чередующихся досок (широкая - две узкие – широкая – две узкие – широкая), а нижняя – из трех (узкая – широкая – узкая). На поддонах также имеются угловые фаски.

Другие типы паллет

В международных перевозках, как правило, используются многоразовые паллеты, которые имеют стандартные размеры 800*1200 мм или 1000*1200 мм, аналогичные европаллетам и финпаллетам. При этом высота поддонов также должна быть 145 мм. Отличие таких поддонов от одноразовых заключается именно в толщине верхнего настила из досок, толщина которых не должна быть менее 22 мм. Несмотря на то, что эти паллеты подлежат обязательной сертификации, фирменное клеймо на них отсутствует.

Паллеты - важный элемент грузоперевозок!

Евробоксы также относятся к паллетам, используемым в стандартных международных грузоперевозках. Они представляют собой клети, полностью выполненные из металла, основание которых по форме напоминает европаллеты. Размеры евробокса: 800*1200*800 мм. Аналогично с европаллетами на евробоксах устаналивается клеймо «EUR» в овальном обрамлении.

Кроме вышеперечисленных паллет никакие другие поддоны не могут быть использованы для грузоперевозок по Европе. Поэтому транспортно-логистическим компаниям нужно быть предельно внимательными в этом вопросе, чтобы избежать возникновения ситуаций с отказом во въезде на территорию европейских государств.

Полезная информация

Грузоперевозки в странах СНГ до сих пор осуществляются согласно ГОСТ, утвержденным в советское время. Отечественные паллеты практически не отличаются от европейских или финских, однако не имеют сертификатов соответствия и стандартной маркировки. По внешним признакам отличие можно установить по использованным гвоздям (обычным, а не винтовым), отсутствию угловых фасок и толщине верхнего настила из досок, толщина которых может варьировать от 15 мм до 25 мм.

Использование паллет в грузоперевозках снижает экономические и временные издержки по проведению ПРР

Важным требованием, предъявляемым для европейских грузоперевозок, является чистота содержания поддонов. Тогда как для внутренних перевозок данное требование более лояльно, так как в данном случае можно использовать поддоны с незначительными загрязнениями и потемнениями досок.

Европейский стандарт качества паллет подразумевает их деление на следующие три категории:

- высший сорт (новые и чистые поддоны без сколов, количество использования которых не превышает трех раз);

- второй сорт (чистые и белые паллеты б/у без повреждений и ни разу не ремонтированные);

- третий сорт (допускаются небольшие загрязнения и потемнения досок, небольшие трещины, незначительные ремонтные работы).

Все остальные поддоны должны быть списаны и не подлежат дальнейшей эксплуатации, так как их использование может повлиять на безопасность ПРР.

Важно знать, что в мировой практике используются паллеты, изготовленные не только из дерева. Однако металлические поддоны хоть и обладают понятной прочностью и долговечностью, но значительно утяжеляют общую массу груза. Да и стоимость таких поддонов намного выше, чем у их деревянных аналогов. Только евробоксы смогли положительно зарекомендовать себя в этом смысле, так как в данном случае приоритетным условием становится именно прочность стенок.

Несмотря на достаточно высокие эксплуатационные характеристики пластиковых поддонов, у них имеются и существенные недостатки в виде себестоимости и восстановлении повреждений. А о других материалах, которые можно использовать для изготовления паллет, даже не следует упоминать в виду их низких практических качеств и дороговизны.

При эксплуатации поддонов следует помнить, что грузоподъемность европаллет составляет 600 кг, а финпаллет – 750 кг. Также важным требованием при погрузке товаров на паллеты является прочность их крепления и выполнение условий по габаритам груза, которые не должны превышать размеров самого поддона по периметру.

При перевозке в универсальном крупногабаритном контейнере или фургоне использование паллет должно учитывать их вес (в среднем 15-20 кг) и количество при стандартном размещении. Так, в 20-футовом контейнере или фургоне может разместиться в один ряд 11 европаллет или 9-10 стандартных поддонов. Для 40-футовых грузовых автомобилей эта вместимость составит 24 европаллета или до 22 стандартных.

В международных автоперевозках обычно используются фуры с грузоподъемность двадцать тонн и объемом кузова 82 м3. В них, как правило, размещают вплотную тридцать паллет размером 800*1200 мм.  А поддоны больших размеров использовать в данном случае нецелесообразно.

Основными правилами по технике безопасности ПРР с использованием паллет можно считать следующие:

-  нельзя находиться в непосредственной близости от погрузчика;

- строго следить за соблюдением грузоподъемности поддонов.