Дарвинизм – это учение, основанное на основных идеях эволюции, сформированных Чарльзом Дарвином, а также на их современной обработке с переосмыслением некоторых аспектов, представленных в синтетической теории эволюции. Эволюционные учения других авторов (если те не являются последователями Дарвина и не развивают его идеи) не относятся к дарвинизму.

Начало дарвинизму положил сам великий ученый Чарльз Дарвин, опубликовав книгу «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в которой и изложил свои взгляды относительно образования новых видов. Тем не менее, сам ученый был обеспокоен явными пробелами в своей теории. Для подтверждения эволюционного учения не хватало переходных форм. Также было непонятно, почему полезные признаки не терялись при скрещивании с «неизмененными» особями. Разгадка пришла после опубликования работ Менделя, в которых были открыты законы наследственности.


Синтетическая теория сформировалась на основе открытий Дарвина и сведений о генетике, полученных в XX веке. В итоге первоначальная теория получила прочный фундамент, основанный на современных знаниях, и стала выглядеть еще убедительней.

Согласно дарвинизму, основными движущими силами эволюции являются наследственность и изменчивость. Под изменчивостью понимаются разнообразные мутации, которые неизбежно возникали в популяциях. Благодаря естественному отбору особи, приобретшие новые полезные признаки, передавали их по наследству своим потомкам, мутации же, вредившие виду, выбраковывались. Обширные популяции эволюционировали постепенно, а для малых видов была характерна прерывистость и резкая изменчивость ввиду малого количества их особей. Важнейшую роль в эволюции также сыграли предадаптивные мутации. Это потенциально положительные изменения, которые накапливались в популяции и при резком изменении среды обитания позволяли виду выжить.

Существуют и другие эволюционные теории. К примеру, сторонники автогенеза предполагали, что изменения вида происходят за счет внутреннего стремления особей к самосовершенствованию. Внешние факторы при этом не оказывают никакого воздействия. Ламаркизм утверждает, что новые признаки появлялись в популяциях благодаря регулярным упражнениям отдельных индивидов и передаче результатов этих упражнений по наследству. Подобные гипотезы, хоть и являются эволюционными, не имеют никакого отношения к дарвинизму.