Совет 1: Джиу-джитсу - что это такое?

Джиу-джитсу (в переводе с японского «искусство мягкости») – это общее обозначение боевых искусств, использующих удары, захваты, заломы, болевые приемы и броски для поражения противника. Японские самураи изучали это направление как метод противостояния вооруженному и защищенному доспехами врага.
Джитсу фото

Главный принцип джиу-джитсу – обратить энергию нападающего против него же. Уступить, поддаться натиску противника, внушив ему надежду на победу, а затем, когда он будет в западне, повергнуть его же силой.

Правило это было навеяно явлением природы. Сиробэе Акаяме - японский врач, состоявший при дворе, однажды наблюдал, как крупные ветви деревьев ломались бурей или снегопадом, тогда как тонкие ветви ивы только сгибались, поддаваясь стихии, но потом снова восставали.

По преданию истории, вдохновившись увиденным, изучив ушу и систематизировав приемы, которые знал, врач разработал единую систему противостояния и открыл свою «школу ивы» - Ёсин-рю. Это самое начало джиу-джитсу.

Истоки искусства мягкости

Ростки джиу-джитсу проклюнулись еще в древности. Как самостоятельное искусство боя данная техника тогда не обозначалась. Ее составили элементы различных направлений.

Сумо

Техника сумо не отличалась оригинальностью – броски, толчки, заломы, а главный акцент – это сила. Но простота не означает безопасность – некоторые приемы борьбы запрещались в спортивных поединках, потому как могли изувечить или убить. Эти элементы испытывались только боем, в поединках и схватках.

Ёрои-кумиути

В 10 веке на базе сумо сформировалось новая система – ёрои-кумиути. Это было противостояние в доспехах, которое начиналось еще в седле и продолжалось после падения самураев. Сражаться стоя им не позволяла тяжелая амуниция, и соперники друг против друга использовали специальные приемы, блоки и короткое режущее оружие, которым стремились попасть в щели снаряжения.

Громоздкие доспехи делали систему ёрои-кумиути похожей на сумо. Здесь тоже господствовали мощь и выносливость, но требовалось понимание приемов и знание доспехов.

Когусоку-дзюцу

Эта борьба была производной от кумиути. Появилась она в 16 веке, когда конники в массивных доспехах сменились пехотинцами в более легком и открытом снаряжении. Это разрешило в полной мере пользоваться богатой рукопашной техникой: опрокидывать через плечо, бедро и спину, переворачивать головой, бить по болевым точкам. Также активно использовалась ударная система и оружие, появились методики связывания. 

Техника джиу-джитсу в 17 веке скопила в себе боевой опыт каждого из направлений. В ней сосредоточились порядок, несокрушимость, ловкость и мудрость времен для потомков.

Первые школы

Мастерство джиу-джитсу давалось не просто – техника системы сложна, искусна и требовала права на оружие, коего не существовало в низших слоях общества. Именно поэтому его изучали только в школах.

Первая появилась в 1532 г. трудами японца Такэноучи Хисамори. Располагая знаниями военной тактики, создатель смог объединить главные приемы ближнего боя, в том числе и против разного рода холодного оружия. Техника боя школы города Сакусикияма во многом напоминала сегодняшнюю тактику джиу-джитсу.

Через четверть столетия в Эдо (Токио) снова открылась школа боя. Это случилось в 1558 г, когда здесь объявился Чэнь Юань-бин – выходец из Китая, мастерски владеющий уникальной системой приемов, знающий как сокрушить противника захватами, ударами по болевым точкам и молниеносными бросками. С желающими овладеть таинством сражения основатель занимался в храме Будды Секоку-дзи, за небольшую плату.  

Он обучил много людей и трое его учеников стали последователями своего учителя и основали собственные школы.

В 17 веке дело джиу-джитсу развивалось и крепло – школы возникали одна за другой. В это время их насчитывалось около 100.

К концу столетия в джиу-джитсу выделялось около 730 стилей, каждый со своими уникальными особенностями. Они отличались становлением дыхания, базовыми позициями и лидированием определенной группы приемов.

В 19 веке в школах, где изучали это боевое искусство, внедрялись методы против огнестрельного оружия, которые практиковались во время военных действий.

Техника

Когда возникло боевое искусство джиу-джитсу, мир жил по другим законам. Это было жестокое время, и смысл любого боевого учения заключался в том, чтобы убить врага. Так как противник чаще всего был в доспехах, удары по нему не всегда достигали цели, и поэтому данная практика содержит много заломов, захватов, бросков и удушающих приемов.

Современное джиу-джитсу направлено на эффективную самозащиту. Чему сегодня учат на секции?

  • Держать равновесие;
  • маневрировать;
  • самостраховаться и группироваться при падениях;
  • бросать и заламывать противника;
  • правильно и точно бить;
  • воздействовать на чувствительные точки;
  • перекрывать врагу дыхание.

Классические школы джиу-джитсу обучают своих воспитанников так же, как и предшественники. То есть техника здесь практически не меняется от мастера к мастеру несколько поколений. Состоит она из базовых упражнений (ката) и различных способов их воплощения (рандори). По традиции здесь учат противостоянию невооруженному и вооруженному противнику, поединку в амуниции и без, фехтованию.

Философия джиу-джитсу

Физическая мощь и сила духа – понятия неразделимые. Собственные постулаты и философия имеются у каждого спортивного направления. В основном это всестороннее развитие, здоровый образ жизни, духовные ценности.

Философия джиуджицио укладывается в четыре понятия:

  • здоровье;
  • социум (общение);
  • знания и работа;
  • духовное развитие.

Если один из аспектов отсутствует – целостность натуры невозможна. Именно поэтому приверженцы джиу-джитсу взращивают нужные ценности едва ли не с младенчества, чтобы во взрослой жизни человек чувствовал себя уверенно и крепко стоял на ногах.

Джиу-джитсу совершенствует тело, душу и характер, делая упор на главные нравственные качества. На основе этого боевого искусства были созданы дзюдо и айкидо.

Оружие для боя

Драться джиу-джитсу разрешает не только телом, но и оружием. Классическим считаются:

  • японский кастет «явара» – брусок длиной 15-30,5 см;
  • дзе – дубинка в 1 м;
  • длинный (2-2,5 м) шест «бо»;
  • пояс или веревка «вэй»;
  • танто – простой нож.

Современное «искусство мягкости»

Как и всякое боевое искусство, джиу-джитсу развивает несколько направлений.

  1. В базовом разделе изложены основные положения рукопашного боя. С них начинается программа всех разделов, а также все курсы по самозащите и для начинающих.
  2. Военный раздел разучивает специальные шокирующие приемы, способы травмировать или даже убить. В этой же категории учат обращаться с оружием на профессиональном уровне. Систему в свое время отрабатывали самураи и повсеместно использовали ее в армии.
  3. Сейчас ее тоже внедряют в подготовку сотрудников силовых и правоохранительных структур. Приемы помогают им противостоять правонарушителям и пресекать разного рода провокации.
  4. Спортивный раздел подразумевает борюбу как спортивное направление. Соревнования между последователями боевого искусства проводятся повсеместно. Не исключается и перспектива прикрепления джиу-джитсу к Олимпийским играм.

Развитие борьбы в России

Наряду с самбо и рукопашным боем, исконно русскими видами борьбы, в России прижилось множество боевых техник разных стран. Из Японии пришло каратэ-до, сумо, учение ниндзя, кедо, дзюдо, айкидо и, конечно, джиу-джитсу.

Кстати, такой вариант названия приемлем только в России - в Японии систему называют «дзю-дзюцу». Искажение обусловлено переводом - неверным произношением японских слов на английском языке.

Джиу-джитсу закрепилось в России не сразу. Тактику искусства оценили, приняли, но преобразовали при этом в национальную борьбу «самбо». В 30-х годах прошлого столетия позиционировали все отечественное, а зарубежные проявления, даже если это был спорт, были под запретом.

Японская боевая система реабилитировалась в СССР неожиданно. В 1964 г она стала частью Олимпийских игр, и правительству партии пришлось ее признать, чтобы выдвинуть свою сборную. Правда, называлось это искусство в другой транскрипции – «дзюдо».

Позднее джиу-джитсу снова появилось в СССР, благодаря старанию Иосифа Линдера, который в 1978 г создал свою школу, где проводил соревнования и чемпионаты.

После развала СССР правительство Москвы аккредитовало Окинавский Союз боевых искусств, а 2009 г. представительство японских традиционных боевых искусств акредитовали в России, с целью дальнейшего развития на ее территории.

Сегодня обучение jujutsu престижно и популярно. Уроки борьбы получают не только парни, но и хрупкие женщины, дети, в том числе и девочки, если нет никаких противопоказаний.

Совет 2 : Джиу-джитсу в России

Существует легенда о большом дубе и тонкой иве. Ива изгибалась даже от самых легких порывов ветра, а дуб стоял как вкопанный. Как-то раз возник сильнейший ураган, после которого от дуба виднелись лишь обломки, а ива осталась стоять. Эта легенда отображает должное поведение, которым должен обладать обучаемый.
Джиу-джитсу в России

Джиу-джитсу возникла в феодальный период Страны восходящего солнца. Первоначально в 1530-х джиу-джитсу сочетал в себе обширный спектр боевых искусств, в процессе которых не применялось оружие. Не редко бойцу приходилось драться с человеком, имеющим оружие, или  с противником в доспехах, следовательно, нападать на такого противника было неверной тактикой, ведь была огромная вероятность причинить себе вред. Сам по себе джиу-джитсу базируется на поведении, при котором боец уступает шквалу атак до того момента, пока враг не попадет в ловушку, и именно в такой момент атаку врага следует направить против него.

Акаяма Сиробэй – придворный врач, является одним из основателей принципа, ставшего основой джиу-джитсу. Именно он впервые и создал школу этого искусства. Параллельно с развитием физической силы и умений в джиу-джитсу получают и знания, который питают дух, некое воспитание личности, философия. Такое воспитание основывается на четырех жизненных принципах. Первый – здоровье. Второй – социальная составляющая, взаимодействие с людьми вокруг. Третий – процесс получения новых знаний, а также занятность, некая работа, которой нужно посвятить жизнь. Четвертый – духовная составляющая, то, что питает дух.

Вообще, джиу-джитсу – основа для большого числа разновидностей борьбы в современности, например, дзюдо. По джиу-джитсу проводятся соревнования, называемые «тайкай». Первое такое соревнование в России было проведено в конце 70х годов двадцатого века. Сам по себе джиу-джитсу появился в России на год ранее этого мероприятия. Большинство школ в настоящее время аккредитуются в Японии, в особых представительствах. Возможно, это и помогает добиться успеха в международных выступлениях.

В европейском турнире среди молодых спортсменов в 2012 году команда России взяла первое место по числу медалей. В Москве существуют школы не только аутентичного японского джиу-джитсу, но и школы, например, бразильского джиу-джитсу, которое выделилось в автономное искусство боя и стало считаться единоборством на международном уровне.

Вообще, джиу-джитсу помогает улучшить большое количество качеств личности. Умение находить общий язык с окружением, сохранять спокойствие в ситуациях, где это очень трудно сделать. Несомненно, это единоборство помогает увеличить скорость реакции, стрессоустойчивость, стойкость и, одним словом, силу духа.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500