Новое время охватывает период с конца 17 по 19 век. Философы этой эпохи старались максимально приблизить свои труды к естественным наукам, подчинить философские концепции законам механики, стремительно отходя от схоластики Средневековья и культуры Возрождения. Были созданы два конкурирующих философских направления: эмпиризм и рационализм. Скачок в философском знании 17 века связан с именами Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Джона Локка.

Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, давший начало эмпиризму как принципиально новому философскому направлению. Название направления происходит от древнегреческого слова «опыт». Бэкон считал, что единственно верный способ познания истины – это опыт, или эксперимент.

Занимаясь изучением проблемы познания, Бэкон пришел к выводу, что существуют определенные препятствия, или «идолы», стоящие перед человеком на пути к истине. Он выделял 4 категории таких «идолов»:

  • «Идол рода человеческого» - это препятствие, связанное с ограниченностью и несовершенностью наших органов чувств. Мы не можем своим глазом увидеть молекулу, не можем услышать определенные частоты и т.д. Но Бэкон утверждал, что эти помехи можно преодолеть с помощью создания различных приспособлений и инструментов – например, микроскопа. Поэтому созданию новой техники следует уделять особое внимание.
  • «Идол пещеры». Бэкон приводил такой пример: если человек сидит в пещере спиной ко входу, то об окружающем мире он будет судить лишь по теням, пляшущим на стене перед ним. Так и все люди: они судят о мире субъективно, только в рамках своего собственного мировоззрения и мироощущения. И это можно преодолеть, используя инструменты объективизации. К примеру, субъективное ощущение холода и тепла можно заменить объективным измерением температуры с помощью термометров.
  • «Идол рынка», или же «идол просторечья». Он связан с тем, что многие люди используют слова не по своему прямому назначению, а так, как они сами их понимают. Многие научные термины, используясь в быту, приобретают некий мистический окрас и теряют свою научность. Этой участи подверглись многие понятия из психологии и психотерапии. Избежать этого можно, создавая глоссарии – сборники узкоспециализированных терминов для каждого научного направления, содержащие в себе термины и их точные определения.
  • «Идол театра». Это препятствие заключается в проблемы слепой и безоговорочной веры в авторитет. Тем не менее, как считал Бэкон, даже самые распространенные и признанные теоретические положения следует проверять на собственном опыте, проводя эксперименты. Только так можно избежать ложного знания.

Фрэнсис Бэкон является автором всемирно известного афоризма: «Знание – сила!».

Рене Декарт

Рене Декарт (1596-1650) заложил основы рационализма – учения, противопоставляющего себя эмпиризму. Единственным верным способом познания он считал силу человеческого разума. Основное место в его концепции занимает понятие «Страстей души» – продуктов совместной деятельности человеческой души и тела. Другими словами, это то, что мы ощущаем с помощью наших органов чувств, получая какой-то отклик психики: звуки, запахи, чувство голода и жажды и т.п.

Страсти есть первичные (врожденные, такие как любовь и желание) и вторичные (приобретенные, возникающие в результате жизненного опыта; например, одновременно переживаемые любовь и ненависть могут породить чувство ревности). Приобретенные страсти могут причинять немалый вред жизни человека, если их не воспитывать с помощью силы воли и опоры на существующие нормы и правила поведения.

Таким образом, Рене Декарт придерживался дуализма – мировоззрения, согласно которому психика (душа) и материальное тело являются разными субстанциями, которые лишь взаимодействуют друг с другом в течение жизни человека. Он даже считал, что есть специальный орган, в котором и находится душа – шишковидная железа.

По Декарту, сознание (и самосознание) является началом всех начал во всех областях науки. Сознание состоит из трех видов идей:

  • Идеи, порожденные самим человеком – это субъективные знания, полученные человеком благодаря работе органов чувств. Они не могут дать точной и истинной информации об объектах и явлениях мира.
  • Приобретенные идеи – это результат обобщения опыта многих людей.  Также бесполезны в познании объективной сути вещей, но рисуют более целостную картину об устройстве сознания других людей.
  • Врожденные идеи – это продукт деятельности человеческого разума, который не нуждается в подтверждении с помощью органов чувств. Это единственный верный, по Декарту, способ познания истины. Именно такой подход к познанию и получил название рационализма. «Я мыслю, следовательно, я существую» – так описывал Декарт свое понимает данного философского направления.

Бенедикт Спиноза

Бенедикт Спиноза (1677-1632) критиковал Рене Декарта за идею о дуализме души и тела. Он придерживался другого направления – монизма, согласно которому душевная и материальная субстанции едины и подчиняются общим закономерностям. Кроме того, он был и сторонником пантеизма – философского течения, считающего природу и Бога одним целым. По Спинозе, весь мир состоит из одной единственной субстанции, обладающей бесконечным количеством свойств. Человек, например, обладает всего лишь двумя свойства – протяжением (своим материальным телом) и мышлением (деятельностью души, или психики).

Помимо вопросов о соотношении материального и духовного, Спиноза изучал проблему аффектов. Всего существует три вида аффектов: желание, удовольствие и неудовольствие. Они способны вводить человека в сильное заблуждение, порождая неадекватные внешним стимулам реакции. Поэтому с ними нужно бороться, а главный инструмент борьбы – познание истинной сущности вещей.

Он выделял три типа (способа) познания:

  • познание первого рода – это собственное мнение человека о явлениях окружающего мира и продукты его воображения в виде образов;
  • познание второго рода – это основание для наук, существующее в виде общих идей о свойствах предметов и явлений.
  • познание третьего рода – высшее, согласно Спинозе, интуитивное познание; именно этим способом можно постичь сущность вещей и побороть аффекты.

Джон Локк

Джон Локк (1632-1704) был представителем эмпиризма. Он считал, что человек рождается с чистым, словно белый лист бумаги, сознанием, и в ходе жизнедеятельности приобретаемый опыт заполняет сознание каким-то содержанием.

По Локку, человек является пассивным существом, которое формирует все встречаемое в природе и социуме. Все люди отличаются друг от друга именно потому, что у них был разный жизненный опыт, а врожденных способностей не существует. Он выделял два источника опыта: чувственное познание, порождающее ощущение, и человеческий разум, порождающий идеи с помощью внутреннего восприятия. Единственным верным способом познания внутреннего мира человека, его души (психики), Локк считал интроспекцию, то есть метод организованного самонаблюдения.

На философию Нового времени оказали влияние и другие ученые. В частности, во Франции развивалась собственная эмпирическая школа. Этьен Бонно де Кондильяк критиковал Локка за выделение двух источников опыта, признавая из них только один – ощущения. Ведущим ощущением он считал осязание, т.к. только с помощью него человек приходит к самоосознанию. Французский сенсуалист Жюльен Ламетрикорректировал идеи Декарта, утверждая, что тело обладает не только атрибутом протяжения, но и движения, мышления и ощущения. Ламетри считал, что мир иерархически организован, и в вершине этой иерархии находится человек.