Совет 1: Как выявить лидера в классе

Лидер – человек, идущий впереди группы. На него ориентируются все члены коллектива. Он уважаем и любим. Лидер не обязательно имеет ярко выраженные организаторские способности. Очень часто именно скрытый лидер имеет большую значимость для остальных, чем лидер, назначенный учителем или достигший вершин власти силой и жесткостью управления.
Вам понадобится
  • Тесты на выявление лидерских качеств учеников, яркие картинки-подарки – по 3 на человека, дополнительные картинки у исследователя (не менее 5-ти), матрица-схема со списком всего класса для фиксирования результатов выбора.
Инструкция
1
Уже в младших классах учитель может провести социометрическое исследование на основе организации игры с детьми. За день до этого мероприятия учитель предлагает принести каждому ученику по 3 картинки. В день проведения игры он сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру «Секрет», т.е. по секрету дарить друг другу подарки. Все дети выходят из класса, и учитель занимает их какой-либо деятельностью: играет в подвижные игры, читает и т.д. Дети по очереди заходят в класс и под наблюдением исследователя кладут картинки в дневник трем своим друзьям. Исследователь фиксирует выбор у себя в матрице-схеме. После окончания игры исследователь подсчитывает количество выборов (подарков) у каждого члена коллектива. Если кто-либо из детей не получил картинку в подарок, исследователь кладет ему одну картинку, чтобы не было обидно. Истинная картина иерархии социальных статусов отражена у него в схеме. Дети, получившие максимальное число подарков (5-6) и являются лидерами. Но лидерство у малышей пока носит только эмоциональный характер: нравится – не нравится.
2
Для подростков в качестве определения лидеров предлагается уже заполнить небольшую анкету, состоящую из трех вопросов: кого бы я пригласил к себе на день рождения, с кем бы пошел в поход и с кем бы хотел вместе написать проект, реферат. Каждый ответ состоит из трех фамилий учеников класса. На каждый вопрос составляется учителем матрица ответов. Т.о. выявляется эмоциональный, деловой и учебный лидер в коллективе. Перед проведением исследования ученикам сообщается, что исследование носит тайный (конфиденциальный) характер. Никто не будет знать, кто кого выбрал, но анкеты должны быть обязательно подписаны. Учитель берет на себя ответственность за соблюдение тайны. Дети узнают только результат – кто является лидером в коллективе, что и так для них чаще всего не является секретом.
3
В старших классах часто уже не требуется проведение таких социометрических исследований, а необходимо выявить особенности конкретного лидера (или лидеров) для направления их энергии в социально-полезную деятельность. Для этого ученику необходимо ответить на ряд вопросов об их активности при проведении школьных мероприятий, умении разрешать конфликты, доказывать свою точку зрения; об оценке своих организаторских способностей и степени удовольствия от управления коллективом.

Совет 2: Как быть лидером в классе

Человек может научиться практически всему. В том числе и быть лидером. Для того, чтобы стать лидером, необязательно быть самым сильными, самым красивым, самым высоким или самым умным. Достаточно быть уверенным в своей уникальности и убедить в этом других.
Инструкция
1
Первым шагом на пути к лидерству является поиск собственной «изюминки». «Изюминкой» может оказаться что угодно, начиная от умения блестяще играть в шахматы, создавать из самых обычных вещей неординарные ансамбли, увлекательно рассказывать истории, и заканчивая навыками чревовещания. Найденные в самом себе уникальные способности важно не только отыскать, но и по мере сил развить.
2
Недостаточно найти в себе и развить «изюминку». Важно уважать свои способности и умения, ценить и верить в них. Позитивное отношение даже к самым, на первый взгляд, пустяковым вещам позволяет видеть происходящее с оптимистичной позиции. Неуверенному в себе и своих силах пессимисту не стоит и пытаться стать лидером в классе, студенческой группе и рабочем коллективе.
3
Демонстрировать свою уникальность одноклассникам лучше в нужное время и в нужном месте. Урок математики или классный час – не лучшее время для демонстрации певческого таланта или умения мастерски показывать фокусы. Зато на школьном вечере, на дне рождения одноклассника или творческой встрече можно не скромничать и проявить свой талант в полную силу.
4
Быть лидером - это нечто большее, чем власть и авторитет. Лидерство – это в первую очередь умение брать на себя ответственность и принимать важные решения. Подходящий момент для проявления лидерских качеств трудно предугадать, но заранее отрепетировать свои действия в гипотетической экстренной ситуации вполне реально.
5
Любому лидеру необходимо умение четко выражать свои мысли и увлекать аудиторию идеей. Для овладения способностью грамотно говорить, завладевать вниманием собеседников и вдохновлять, не зазорно записаться на курсы риторики, ораторского искусства или поупражняться с диктофоном перед зеркалом. Слова-паразиты, скудный словарный запас или недостаточная эмоциональная окраска речи – все эти дефекты после прослушивания диктофонной записи станут очевидными. Именно над этими недостатками и нужно будет поработать.
6
Быть лидером – это значит иметь собственное мнение. Не обязательно демонстрировать независимость своих суждений по любому поводу, однако и бояться высказывать собственное мнение, отличное от большинства не нужно. Мнение лидера можно оспорить, опровергнуть, но его в любом случае будут уважать. А уважение со стороны членов коллектива (класса, группы друзей или единомышленников) – это и есть первая ступенька к достижению почетного звания лидера!
Обратите внимание
Уверенность в себе не стоит превращать в самоуверенность. Уверенный в себе и своих силах человек вызывает уважение, самоуверенный - желание сбить излишнюю спесь.
Полезный совет
Выработка лидерских качеств требует настойчивости и времени.
Источники:
  • Электронный журнал "Психологическая наука и образование"

Совет 3: Как выявить лидера

Выявление лидера в рабочем коллективе дает работодателю прекрасную возможность иметь под рукой надежного человека, который станет связующим звеном между ним и подчиненными. Но определение главного среди множества людей не всегда просто.
Инструкция
1
Обратите внимание на того, кто общается со всеми устоявшимися группировками в офисе. Лидер никогда не станет привязываться к одной группе, его вы заметите как с обсуждающими цветы, так и с теми, кто жить не может без компьютеров.
2
Проследите, чье появление вызывает наибольшие эмоции. Причем они могут быть и положительными, и негативными. Лидеру часто завидуют те, кто так и не смог выбраться из своей скорлупы. К главному в коллективе люди тянутся без особых на то усилий с его стороны, он всегда окружен парочкой коллег и находится в центре внимания.
3
Лидер, несомненно, будет обладать организаторскими способностями, его будут слушать и уважать все члены коллектива. При планировании корпоративного мероприятия внимательно следите, кто будет брать на себя большую ответственность и подавать свежие идеи, за кем будут тянуться остальные сотрудники. Именно такой человек и есть настоящий лидер.
4
Тот, к кому члены коллектива обращаются за советом, является настоящим лидером. Просьбы о помощи могут быть связаны с работой, личной жизнью, увлечениями и любыми другими сферами. От круга вопросов и зависит степень влияния человека.
5
Лидер готов брать на себя ответственность. Это еще одна черта настоящего скрытого управленца. Он не только способен поднять коллектив для работы над проектом, но и в случае неудачи в одиночку понесет наказание. Смелость и активность - признаки истинного лидера.
Обратите внимание
Лидер коллектива и лучший работник - не всегда одно и то же лицо. Порой тот, кого так и хочется уволить за лень и невыполнение плана, становится необходимым для общения начальства и сотрудников.
Полезный совет
Не стоит бороться с лидером коллектива, будучи начальником. Такое противостояние не приведет ни к чему хорошему. Подружитесь с ним, найдите точки соприкосновения, и ваши сотрудники начнут иначе к вам относиться.
Обратите внимание
При проведении любой диагностики на изучение лидерства в группе, должно присутствовать не менее 75% коллектива.
Полезный совет
Проведение одной диагностической процедуры – недостаточно для объективного исследования. Требуется проведение 2-3-х диагностик для установления надежного результата.
Источники:
  • «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я., 1988.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше