Мнения об этом жанре расходятся: одни историки уверены, что воинская повесть – это самостоятельное литературное произведение, а другие считают, что она только часть летописи. И действительно, истории о войнах с печенегами, татарами или с половцами входят в «Летопись временных лет», а «Слово о полку Игореве» - часть Киевской летописи XII века.

Единого мнения среди историков нет, а вот справочник литературных терминов не колеблется: воинская повесть – вид повествовательной древнерусской литературы, где описаны военные события.

Структура воинской повести

У воинской повести есть цель, особенности и композиция. Цель – показать потомкам образ борца и освободителя родной земли. Это основная, но есть и побочные цели, которых воинская повесть тоже достигает. Она показывает место Руси в ряду других держав, а еще – доказывает, что у русского народа есть история, которой он вправе гордиться.

У воинской повести три особенности:

  1. Сложный образ героя. Он был доблестным, мужественным, подвигами доказывал силу, презирал раны и смерть. Но с приходом христианства образ усложнился: к чертам былинного богатыря добавили святость и жертвенность христианских мучеников. Тогда герой стал воевать за веру, а не чтобы доказать силу. Он устремился к святости, в его уста летописцы вкладывали и благочестивые размышления, и молитвы. А еще герою помогали и небесные силы.
  2. Жертвенность. Это тоже пришло с христианством и новым образом героя, дало воинскому подвигу новое понимание: он стал святым делом. В этот же период возник пантеон русских святых, в который входили и монахи-подвижники, и воины-мученики. Образ последних давал представление о мирской и княжеской святости.  
  3. Стилистические формулы – характерные обороты, свойственные именно такому жанру: «...и стрелы на ня летаху, яко дождь», например.

Композиция воинской повести состоит из трех частей:

  1. Подготовка, которая включала сбор войск и речь князя перед походом. Князь был стратегом и оратором, а еще он обязательно молился вместе с дружиной перед выходом.  
  2. Событие. В этой части был бой, однако не сразу. Сначала шло сражение героя и его противника, которое предопределяло исход боя. Эту традицию называли единоборством, и считалось, что бой выиграет та сторона, чей воин победит. Воины подмечали предзнаменования победы или поражения: приметы, явления природы, божественные знамения. Потом шел бой: Бог мог вмешаться в него, и тогда воины Руси побеждали, или отвернуться - тогда терпели поражение. Сравнивали бой чаще всего с пиром или с посевом.   
  3. Последствия – победили, проиграли, погибли, выжили. И даже если проиграли и погибли, концовка была с оптимистическим посылом.  

Повесть о Святославе

Повесть разбита на фрагменты с датами, рассказывает о князе Святославе, который был очень близок к своей дружине. Близок настолько, что считал себя одним из ее воинов. И в этом не было ничего унизительного, даже наоборот: быть в дружине – это считалось основой рыцарского кодекса.

Такая близость с воинами – ключевая черта Святослава. В повести много его речей, выступлений перед войском, но подано это сложно для современного читателя. Текст изобилует фактами и деталями жизни того времени, которые упомянуты намеренно – автор хотел показать эпоху, когда жил Святослав, а не только его самого.

Святослав – сильный, храбрый и проворный воин. За активность и резвость в бою его сравнивали с гепардом. Как и положено для воинской повести, ее герой, даже будучи правителем, умеет переносить тяготы военного быта, сражаться и вести за собой войско. Ни в этой повести, ни в других нет героев-князей, которые были бы изнеженными или напыщенными.

Повесть о князе Изяславе

Структура у этой повести неравномерная: порой в сюжет прерывается отрывками из повести о князе Игоре, в начале истории нет ярких идеологических или стилевых признаков, а конец такой же незаметный, как начало. Он как бы теряется на фоне центральных событий.

Повесть о князе Изяславе – типичный для такого жанра культ героической личности, индивидуальной и национальной чести, добродетелей князя. Изяслав на протяжении всей истории готов рискнуть своей жизнью, он отдается воле Божьей, он щедр по отношению к церкви и ее служителям. Автор повести, кстати, был сторонником этого князя и принадлежал к высшим кругам того общества.

Начинается история с того, как Изяслав восходит на престол, после чего киевляне расправляются с князем Игорем, описывается наступление на Киев и восшествие на киевский престол. В повести хватает подробных историй о дипломатических миссиях и военных походах, описан победный въезд раненного после битвы Изяслава в Киев.

В Киевской летописи эта повесть занимает важное место: она охватывает временной период почти в 10 лет. Заказывали повесть разные князья в разное время, поэтому и структура у нее такая разнородная – сбор отдельных летописей, среди которых непросто отыскать главную сюжетную линию. Начало, например, неприметное, потому что история Изяслава сплетена с рассказом о мученической смерти Игоря так тесно, что почти теряется в нем.

Автор использует много образных средств языка, чтобы драматизировать события. Он выделяет, что Изяслав взошел на престол законно, ведь киевляне сами позвали его из Переяслава. А в годы правления Изяслав старался уменьшить роль Византии в жизни русских людей, снизить византийское культурное и духовное влияние. Князь создал киевский собор, где митрополитом избрали его отца, он остался в истории как Клим Смолятич.   

Автор повести изображает князя мудрым политиком и умелым полководцем, который заботится о судьбах воинов и простых русских людей, а еще – стремится добиться для Руси политической свободы. Характер и мотивы Изяслава видно и по его делам, и по его монологам: их в повести много, а язык у них очень богат на образы.

Повесть о походе Игоря на половцев

У повести два цикла: первый описывает поход Игоря и смерть князя Святослава, а второй – чернигово-северского происхождения. Летописец упоминает в тексте такие детали и такие мелочи, которые мог знать тот, кто или участвовал в походе, или общался с кем-то из участников.

Бой Игоря был неудачным. Разведчики говорили ему, что положение русского войска плохое, но честь не позволяла отступить без сражения. В повести он упоминает, что это был бы «стыд хуже смерти». Так что с половцами Игорь встретился, и даже удачно провел первое сражение, но потом половцы окружили его дружину. Поражение было неизбежным, и ни мужество Всеволода, ни отвага самого Игоря, ни храбрость воинов не помогли. В этом бою выжили немногие, а князь попал в плен. Потом он бежал от половцев, снова воевал с ними и уже успешно.

Тема поражения в повести – это только начало. Для автора это вступление к более масштабным размышлениям: об исторической судьбе Руси, ее прошлом, настоящем и будущем. Образ русской земли выдвинут на первый план, и рассказывая о деяниях Игоря, автор утверждает ее единство перед смертельной угрозой. Русская земля в повести похожа на живой организм, частички этого организма – люди. Они радуются и горюют, тревожатся и проявляют храбрость. Несмотря на классовую разницу, перед вражеской угрозой все эти люди объединяются, чтобы дать отпор и защитить русскую землю.

Объем у повести небольшой, но образы очень яркие, детали – достоверные. Читая, можно представить, чем и как жили люди на Руси в XII веке, на что надеялись, и кто вел их за собой. А основная ее идея, посыл, который стремился передать автор – это необходимость любить родную землю, беречь ее и преумножать ее богатства.