Совет 1: "Повесть о настоящем человеке": сюжет и история создания

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» - одно из многих литературных произведений о подвиге на войне. И тем не менее отчетливо выделяется из этого ряда своей небывалой правдивостью. Ведь написана о Настоящем человеке, со слов этого же Настоящего человека.
«Повесть о настоящем человеке» – художественное произведение на документальной основе. Ее автор, писатель Борис Полевой, позаимствовал ее непосредственно у прототипа своей повести, советского летчика-истребителя Алексея Маресьева.

Впрочем, назвать Маресьева прототипом будет не совсем правильно, поскольку главный герой книги – реальный человек. Более того, он жив на момент написания повести. В книге Полевой только изменил одну букву в его фамилии.

История замысла повести



А началось все с прибытия молодого военного корреспондента газеты «Правда» Бориса Полевого в авиаполк, базировавшийся на Брянском фронте. Как водится в подобных случаях, он попросил командира полка познакомить его с кем-нибудь из героев. И знакомится с только что вернувшимся из боевого вылета Алексеем Маресьевым (в книге Мересьевым). Только что в жестоком бою Алексей уничтожил два самолета противника. Одним словом, то, что нужно военному журналисту главной газеты страны.
Герой для журналиста на войне - все равно, что кинозвезда в мирное время.


Уже вечером после обстоятельной беседы о нелегких боевых буднях Маресьев предложил военкору переночевать в избе, где сам был временно расквартирован.

А дальше случилось то, что навсегда запало в душу молодого писателя. Ложась спать, Алексей что-то с грохотом бросил на пол. Оказалось, это были его ножные протезы.

Краткое содержание повести



Дальше начались бесконечные вопросы пораженного до предела Полевого. Летчик отвечал довольно сухо, но обстоятельно, рассказ его надолго врезался в писательскую память. Но до конца войны он так и не отважился изложить его на бумаге. И лишь в 1946 году родилась «Повесть о настоящем человеке».

Сюжет повести не замысловат: на войне и не такое происходило. Цепь происходящих событий стройна.

Зимой 1942 года советский летчик был сбит в Новгородской области. Приземлился на парашюте на оккупированной территории. С поврежденными ногами, без пищи, он 18 дней пытается по снежным сугробам пробраться к своим. Наконец, когда силы уже были на исходе, раненого летчика подбирают партизаны, переправляют на самолете за линию фронта. Диагноз, который ему в госпитале поставили военные медики, был неутешителен. Начиналась гангрена обеих ног. Для спасения жизни требовалась срочная ампутация.

Оставшись без ног, Алексей поначалу впадает в отчаяние. Но потом постепенно обретает уверенность в себе. Превозмогая нестерпимую боль, он учится ходить заново. Медсестра Олеся даже учит его танцевать. Он верит в то, что сможет заново летать.

И он достигает своей цели. Алексей возвращается в родной истребительный полк и уже в первом бою сбивает два вражеских самолета.

Книга о мужественном летчике сразу после своего первого выхода в свет стала очень популярной. Причем не только на родине. Она была переведена на белее чем 2 десятка иностранных языков и издавалась за рубежом большими тиражами.

На основе ее сюжета был снят кинофильм и была написана опера Сергея Прокофьева.
Кстати, последняя и, по мнению критиков, далеко не лучшая из всех опер великого композитора.


Сам же главный герой книги Алексей Маресьев прожил долгую жизнь. Много работал в ветеранских организациях. Избирался депутатом ВС СССР. Ушел из жизни в 2001 году.

Совет 2: Когда и кем была написана первая опера

Опера сочетает в себе сразу и музыку, и театральное представление. Такой симбиоз двух направлений делает оперу не только удивительным жанром, но и притягивает к себе все больше поклонников. Если опера так популярна по сей день, то интересно будет узнать, кто и когда придумал это направление.

Оперный жанр - ошибка итальянцев


Опера появилась в эпоху Возрождения в Италии. Существует много предположений по вопросу, кто заложил основу развития оперного жанра. Одна из теорий говорит о том, что опера, тогда она называлась «музыкальной драмой», появилась по ошибке.

В XV веке итальянцы проявляли большой интерес к культуре древнего Рима и Греции, как, собственно, и весь мир. Но особенно многих итальянских культуроведов интересовала античная драма. Изучая оригиналы трагедий, они заметили, что над словами в тексте греки ставили специальные знаки. В результате итальянцы предположили, что эти знаки вроде современных нот, и актеры, играющие роли в трагедиях, произносили слова на распев.

Как выяснили позже историки, это не совсем соответствовало правде, т.к. никаких намеков на то, чтобы греки распевали свои речи в постановках, нет. Знаки же ставились, чтобы актер понимал, на каких словах делать акцент.

Но на тот момент это уже не имело значения, т.к. было решено, что теперь чтобы подражать античной культуре, необходимо писать музыку, которая могла бы выражать все чувства и давала возможность актерам пропевать слова.


Музыкальная драма


Жанр оперы динамично развивался с XVI века. Если проанализировать сегодняшнюю оперу и оперы, поставленные пару веков назад, можно увидеть огромную разницу между этими произведениями. В связи с этим, очень трудно определить, какой из спектаклей XVI века стал первой оперой. По сохранившимся документам ученые нашли указание на то, что первый спектакль под музыкальное сопровождение был поставлен по древнегреческому мифу о боге Аполлоне, и называется он «Дафна».

Однако до наших дней первое музыкально-драматическое произведение так и не сохранилось, зато сохранилась вторая опера, которая называется «Эвридика». Композитором обеих опер был итальянец по имени Якопо Пери.

Две эти трагедии хоть и являются родоначальницами оперного жанра, но назвать их операми в том смысле, который мы привыкли видеть за термином, нельзя. Да и самого названия «опера» тогда не существовало. Сами итальянцы слово «опера» употребляли как «сочинение», а поставленные трагедии называли «музыкальной драмой». В действительности же это были обычные постановки с музыкальными номерами между актами.


Первая опера


Первой же оперой, которая подходит под современное определение, стала трагедия «Орфей» композитора Клаудио Монтеверди. В 1615 году вышло его последнее издание партитуры, которая насчитывала до 40 инструментов. Эти инструменты не просто исполняли музыку между актами, а передавали характеры персонажей и сцен.

В XVII веке опера была забыта, как только Монтеверди умер. Вспомнили же о ней только через 200 лет. Несмотря на то, что опера «Орфей» имеет свои особенности, что отличает ее от более поздних произведений того же жанра, спектакли ставили в соответствии с задумкой автора, сохраняя все поправки и рекомендации.
Источники:
  • Сайт учебной литературы
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше