Приставка «диз» в названии болезни означает нарушение, и чтобы понять, как оно получается, нужно разобраться, что такое онтогенез. Онтогенез – это развитие организма от зачатия и до смерти. Термин применяется к животным, растениям и к людям.

Онтогенез разделяют на 2 фазы: пренатальный – до рождения, постнатальный – после рождения. И самой важной частью постнатального онтогенеза считается психическое развитие, особенно в детском и подростковом возрасте, когда создается личность и отдельные психические функции.

Онтогенез не стабилен и не статичен: в нем меняются этапы реагирования и работы головного мозга, причем новые реакции не вытесняют старые, а меняют и подчиняют их. У онтогенеза есть четыре этапа:

  • моторный, который приходится на первый год жизни, когда ребенок учится двигаться;
  • сенсомоторный, когда ребенок учится двигаться целенаправленно и начинает общаться – это возраст от года до трех;
  • аффективный этап охватывает период от 3 до 12 лет;
  • идеаторный включает время, когда подросток уже выносит свои суждения и умозаключения, развивает понятия.

Развитие ребенка и подростка неравномерное: оно идет более-менее спокойно, пока не случится возрастной кризис. Таких кризисов три:

  • 2-4 года;
  • 6-8 лет;
  • 12-18 лет.

Кризис нарушает равновесие и в физиологическом, и в психическом плане, поэтому выявить нарушение психического развития – дизонтогенез – в такой период проще.

Причины и варианты

Считается, что дизонтогенез возникает из-за биологических нарушений или из-за воспитания. Однако воспитание, каким бы оно ни было, не приведет к этой болезни, если у человека нет физиологических нарушений в головном мозге. Если они есть, то неправильное воспитание выявит их быстрее и усилит патологическое поведение.

Причина дизонтогенеза – нарушения в созревании структур головного мозга и в его работе. Такие нарушения возникают из-за:

  • поражения генетического материала – наследственных дефектов, хромосомных аберраций, генных мутаций;
  • дефектов, полученных в пренатальный период: если будущая мать перенесла краснуху, токсоплазмоз, если у нее были тяжелые токсикозы, внутриутробные инфекции, если она принимала много гормональных препаратов или страдала от лекарственной интоксикации;
  • нарушений, которые ребенок получил в процессе родов;
  • инфекционных болезней ребенка, интоксикаций и травм;
  • развития опухоли в ранние сроки постнатального периода.

Очень важны и другие факторы: время поражения головного мозга (чем раньше, тем страшнее), какие участки пострадали и как сильно (чем обширнее поражение, тем хуже), и насколько интенсивным было повреждение.

Воспитание и социальный фактор тоже влияют, особенно плохо на ребенке с такими нарушениями скажется:

  • гипо- и гиперопека;
  • императивное воспитание;
  • форсирующее воспитание;
  • подправляющее воспитание.

Это вредит, потому что закрепляет у ребенка реакции имитации, протеста, отказа и оппозиции. А еще создает ему постоянный стресс, который очень плохо влияет на организм именно в физиологическом плане.

У психического дизонтогенеза есть варианты. Разные ученые называли разное число таких вариантов, но если свести их к общему списку, получится:

  • задержанное, поврежденное или искаженное развитие;
  • недоразвитие;
  • необратимое развитие;
  • дисгармоничное развитие;
  • регрессирующее развитие с возникновением дегенеративных болезней;
  • альтернирующее развитие и состояние асинхронии;
  • измененное развитие и шизофренические процессы.

Параметры дизонтогенеза

Параметры дизонтогенеза разрабатывал В.В. Лебединский, взяв за основу идеи Л.С. Выготского. Получилось 4 параметра, они определяют тип нарушения онтогенеза.

I параметр. Он связан с расположением повреждения и его влиянием. Бывает двух видов: общего и частного, причем первый возникает от нарушений во взаимодействии систем коры и подкорки головного мозга, а второй от недостаточности отдельных функций.

II параметр. Здесь речь идет о времени поражения. В процессе развития каждая из психических функций проходит через такой период, когда она наиболее уязвима к воздействиям. И если повреждение пришлось на такой период и было сильным, то и последствия будут страшнее.

III параметр связан со взаимоотношением между первичным и вторичным дефектом. Первичные дефекты – это следствие биологических нарушений, которые появляются из-за болезни. Например, когда у человека поражены органы чувств, его слух или зрение будут работать неправильно. Вторичный дефект – это то, как на социальную жизнь человека влияет первичный дефект, и какие поражения это за собой влечет. К примеру, если человек оглох, ему будет труднее общаться с людьми, у него могут развиться эмоциональные и личностные расстройства.

IV параметр связан с нарушением межфункционального взаимодействия. Это значит, что у человека нарушается мышление и речь, он не может строить ассоциативные связи, ему недоступен иерархический тип взаимодействия.

Системогенез и дизонтогенез

Системогенез – это основной закон развития организма, он определяет, как будет формироваться нервная система, в каком темпе создадутся функциональные системы и т.д. А когда развитие нарушается, нарушается и системогенез.

У человека развивается асинхрония, которой свойственны два процесса: ретардация и акселерация. Ретардация – замедление или остановка формирования. Акселерация – это бурное развитие одной функции в ущерб другой.

Асинхрония придает ребенку с аномальным развитием такие закономерности:

  • ему трудно работать с информацией – воспринимать ее, перерабатывать или помнить;
  • трудно или невозможно передать информацию словесно;
  • процесс формирования понятий замедляется;
  • нарушается умственное развитие;
  • речь развивается неправильно;
  • двигательная сфера развивается недостаточно.

Виды дизонтогенеза

Каждый вид объединяет несколько повреждений, поэтому их получается много. Однако основных видов дизонтогенеза шесть:

  1. Задержанное развитие, когда темп всего психического развития у ребенка замедляется. Такая патология возникает, если органические поражения коры головного мозга были слабыми, и в результате долгих и тяжелых соматических болезней.
  2. Недоразвитие – это отставание всех функций из-за органического поражения мозга. Самая частая форма – олигофрения.
  3. Поврежденное психическое развитие. При этом психическое развитие начинает нарушается уже после трех лет, причина – массивные травмы мозга, болезни наследственного характера, нейроинфекции. Частая форма – это органическая деменция.
  4. Дефицитарное психическое развитие. Это патология, при которой психическое развитие нарушается при недостаточности анализаторных систем – мышечно-кинетической системы, слуха или зрения.
  5. Искаженное психическое развитие, при котором сочетаются разные варианты общего недоразвития: задержанного, ускоренного или поврежденного. Причина этого – такие наследственные болезни, как шизофрения или недостаточность обменных процессов. Самая частая форма – ранний детский аутизм.
  6. Дисгармоничное психическое развитие – это нарушение формирования эмоционально-волевой сферы. К этому виду дизонтогенеза относят психопатии и патологическое развитие личности из-за очень плохих условий воспитания.