Какие бывают мосты

Мост - это продолжение дороги через препятствие. Он может соединять берега реки или проходить над оживленной магистралью, образуя развязку. Современные мосты классифицируют по следующим критериям:

  • по основному назначению;
  • по конструктивному решению;
  • по длине и ширине;
  • по сроку эксплуатации;
  • по типу используемых строительных материалов.

Многие современные мосты имеют определенное назначение. По этому признаку их классифицируют на:

  • пешеходные;
  • автодорожные;
  • железнодорожные;
  • совмещенные. 

Совмещенные мосты предполагают движение по ним автомобильного и рельсового транспорта (трамваев, железнодорожных составов). Такие конструкции универсальны, но для обеспечения безопасности людей иногда необходимо четкое регулирование движения. 

По размерным характеристикам выделяют мосты:

  • малые (длина до 25 м);
  • средние (длина 25-100 м);
  • большие (длина более 100м);
  • внеклассные.

К внеклассным относят сооружения, длина которых превышает 300 м, а расстояние между пролетами - 60 метров и более. К этому типу конструкций относят и сложные мосты с нестандартными статическими схемами, а также те, длина которых превышает 500 м, а расстояние между пролетами менее 60 м. 

Современные мосты строят из разных материалов, каждый из которых обладает какими-либо преимуществами и недостатками. По этому признаку конструкции делят на:

  • деревянные;
  • каменные;
  • железобетонные;
  • стальные;
  • сталежелезобетонные.

Чтобы определить, к какому типу относится мост, нужно знать, из какого материала выполнено основание пролетного строения. Если опоры и пролетные строения выложены, например, из каменной кладки, но при этом в конструкции есть деревянные элементы, сооружение все равно будет считаться каменным. 

У сталежелезобетонных мостов основание изготовлено из железобетонных и стальных элементов, объединенных между собой анкерами, воспринимающими сдвиг между сталью и бетоном.

По продолжительности срока эксплуатации мосты делят на:

  • временные;
  • постоянные.

Постоянные конструкции сооружают из более прочных материалов, так как такие строения предполагают длительное использование. Временные сооружения чаще изготавливают из дерева. 
 

Виды конструкций современных мостов

Принимая во внимание конструктивное решение, мосты можно разделить на несколько групп:

  • балочные;
  • арочные;
  • консольные;
  • вантовые;
  • висячие (подвесные).

Балочные мосты

Балочный мост имеет простую конструкцию. Он появился самым первым, когда люди начали перекидывать бревна через водные преграды, чтобы иметь возможность добраться до другого берега. Балочный мост - горизонтальное строение. С двух сторон он стоит на опорах. Его основными элементами являются балки и фермы, которые передают нагрузку на опоры основания моста. Балки и фермы составляют часть конструкции, которую называют пролетом. Пролеты бывают:

  • разрезными;
  • консольными;
  • неразрезными. 

Современные балочные мосты строят из железобетона, стали, но встречаются и деревянные конструкции, которые тоже отличаются надежностью. 

Арочные мосты

Основа конструкции арочного моста - арка (свод), которая может быть выполнена из стали, железобетона, отдельных железобетонных блоков. Арочная конструкция может состоять из одного пролета и тогда основная нагрузка приходится на крайние опоры. Если мост состоит из нескольких соединенных конструкций, нагрузка распределяется на все промежуточные и крайние опоры. 

Висячие мосты

Основная несущая конструкция висячих мостов выполнена из гибких элементов, к которым можно отнести канаты, цепи. Она работает на растяжение, а проезжая часть подвешена. Висячие мосты называют подвесными, но в строительной терминологии этот термин не используется. 

Данный тип конструкций используется в тех случаях, когда длина моста велика, но нет возможности установить промежуточные опоры. Ярким примером подобных мест служат судоходные каналы. В строительстве современных висячих мостов применяют дополнительные балки, чтобы уменьшить нагрузку на дорожное полотно. В качестве подвесных опор используют высокопрочные стальные канаты. Висячие мосты имеют немало достоинств, к числу которых относят возможность постройки высоко над водой и относительную легкость. Они могут изгибаться под воздействием сильного ветра или землетрясений без ущерба для конструкции. Мосты других типов нужно строить более тяжелыми и массивными. В некоторых ситуациях недостаточная жесткость, наоборот, является недостатком. Висячие мосты могут прогибаться при неравномерном распределении нагрузки, поэтому железнодорожные строения редко возводят по такому принципу. 

Вантовые мосты

Вантовые мосты являются разновидностью висячих. В данном случае несколько пилонов соединяются с дорожным полотном при помощи стальных тросов (вантов). У таких мостов тросы соединяются непосредственно с пилонами и в этом заключается их отличие от подвесных конструкций. Основным преимуществом вантовых мостов считается меньшая подвижность дорожного полотна. Их можно строить и с целью перемещения железнодорожного транспорта. 

Консольные мосты

Консольные мосты - сооружения, у которых пролетные строения свешиваются за пределы опор. Они применяются при большой длине и ширине пролетов. В настоящее время их почти не строят. Консольные мосты смотрятся эффектно, но пи этом сложны в изготовлении и имеют другие недостатки. Их устойчивость зависит от устойчивости базового пролета. Если он повреждается, постепенно может обрушиться вся конструкция. 

Рамные мосты

В рамных системах пролетные опоры и строение составляют единую конструк­цию. Рамы значительно уменьшают изгибающий момент. Рамные мосты не имеют значительных преимуществ перед балочными, но при этом их возведение требует больших затрат финансовых и трудовых. Именно поэтому строят их редко. Их применение оправдано при возведении мостов, предназначенных для пересечения глубоких ущелий. Наклонные стойки в данном случае позволяют перекрыть длинные проемы. 

Некоторые современные мосты имеют сложную конструкцию и их можно отнести сразу к нескольким категориям. При выборе размеров моста, его конструктивных особенностей, технологии изготовления и материала нужно учитывать назначение. От того, насколько обдуманным и правильным окажется это решение, зависит не только долговечность и прочность строения, но и безопасность людей.