Совет 1: Почему происходят извержения вулканов

Снаружи наша планета покрыта твердой и холодной земной корой. Но глубоко внутри нее находится раскаленное жидкое ядро, состоящее из магмы. Происходящие внутри планеты процессы создают огромное давление. Через разломы в земной коре магма, менее плотная, чем твердые породы, вместе с растворенными в ней газами выходит наружу. Так образуются вулканы, растущие по мере очередных извержений.

Вулканы расположены в тех местах планеты, где существуют разломы в земной коре, на краях литосферных плит, особенно, где часть одной плиты лежит на другой. Много вулканов расположено на дне океана. Часто морская вода, попадая в жерло, провоцирует следующий взрыв. Когда остывшая лава поднимается над уровнем воды, образуются целые острова из магматических пород. Таким примером могут служить Гавайские острова.

Вулканы разделяют на действующие, заснувшие и потухшие. Первые постоянно выпускают из жерла газы, лаву и пепел. Стихийное бедствие может произойти в любой момент. Заснувшие вулканы активно не выделяют продуктов извержения, но оно в принципе может произойти. Часто жерла таких вулканов забиты остывшей лавой. Эту лавовую пробку трудно пробить даже сильнейшим потоком магмы и газов. Но если это происходит, то начинается извержение огромных масштабов. Как, например, вулкан Кракатау на горе Святой Елены в 1883 году вызвал мощнейшую природную катастрофу. Отголоски этого происшествия наблюдались на всем земном шаре.

Потухшие вулканы не извергаются на протяжении десятков и сотен лет. Но нельзя гарантировать, что они не начнут свою разрушающую деятельность снова. Так произошло с вулканом Безымянный в 1955 -1956 годах. Он не функционировал более девятисот лет и считался потухшим, проснулся в 1955 году, а закончилось все взрывом в 1956 году.

Но если в магме немного растворенных газов и на ее пути нет препятствий, извержение проходит относительно спокойно, и образуются лавовые озера. При густой лаве вулкан выглядит конусообразно, часто имеет несколько кратеров – отверстий, через которые магма выходит наружу. Если внутрь кратера попадает вода, то она выбрасывается обратно в виде гейзера – потока горячей воды и вулканических частиц. Кроме лавы и газов из жерла вулкана часто вылетает огромное облако пепла, закрывающее солнце на многие километры вокруг.

Совет 2: Когда происходят извержения вулканов

Извержению вулканов предшествует возникновение магматических очагов. Они появляются в месте движения плит литосферы - каменной оболочки Земли. Под действием высокого давления магма вырывается наружу в местах, где есть разломы или оболочка истончена. В результате происходит извержение вулкана.

Для того чтобы узнать, когда возникает извержение вулкана, следует рассмотреть строение Земли. Внешняя оболочка планеты называется литосферой (от греч. «каменная оболочка»). Ее толщина на суше достигает 80 км, а на дне океана - всего 20-30 км. Это составляет около 1% от величины радиуса земной коры. Слой, следующий за корой - мантия. Она имеет две части - верхнюю и нижнюю. Температура в этих слоях достигает нескольких тысяч градусов. В центре Земли - твердое ядро.

Нижний слой мантии, находящийся ближе к ядру, нагревается больше, чем верхний. Разница температур приводит к тому, что слои перемешиваются: горячее вещество поднимается вверх, а холодное - опускается. Одновременно с этим процессом идет остывание поверхностных слоев и нагревание внутренних. По этой причине мантия находится в постоянном движении. Своей консистенцией она напоминает горячую смолу, ведь в центре планеты очень высокое давление. На поверхности этой вязкой среды «плавает» литосфера, погрузившись в нее своей нижней частью.

Поскольку каменная оболочка погружена в мантию, то она невольно движется вместе с ней. Отдельные ее части, литосферные плиты, могут наползать друг на друга. Плита, оказавшаяся снизу, все сильнее погружается в мантию и плавится под воздействием высоких температур. Постепенно она превращается в магму (от греч. «тесто») - густую массу из расплавленных пород, с водяными парами и газами.

По линии столкновения литосферных плит образуются магматические очаги. В них собирается магма, поднимающая к поверхности. В очагах она ведет себя подобно тесту, поднимающемуся на дрожжах: увеличивается в объеме, поднимается из недр Земли по трещинам и заполняет собой все свободное пространство. Там, где кора истончена или есть разломы, происходит извержение вулкана.

Наступает оно тогда, когда произошла дегазация (выход газов наружу) магмы. В очаге смесь находится под высоким давлением, которое выталкивает ее из недр, как только появляется возможность. Поднимаясь вверх, магма лишается газов и превращается в текучую лаву.

Видео по теме
Источники:
  • Извержения
  • Почему извергается вулкан?

Совет 3: Что выходит при извержении вулкана

Вулкан – это геологическое образование над трещинами и каналами в земной коре, которое имеет форму конуса с кратером на вершине. Во время извержения вулкана на земную поверхность извергаются лава, обломки горных пород, пепел и газы.
Вулканические выбросы можно разделить на лавовые, в которых практически отсутствуют рыхлые пирокластические продукты, и взрывные, сопровождаемые внезапным выбросом породы и пепла. Основными типами выбросов при извержении вулкана являются лава, обломки, пепел и газы.

Лава

Наиболее известным продуктом вулканической деятельности является лава, которая состоит из соединений кремния, алюминия и других металлов. Любопытно, что в составе лавы можно найти все элементы таблицы Менделеева, но основную ее массу составляет оксид кремния.

По своей природе лава – это раскаленная магма, которая вытекла из кратера вулкана на поверхность земли. При выходе на поверхность состав магмы немного меняется под действием атмосферных факторов. Газы, которые выходят вместе с магмой и смешиваются с ней, придают лаве пузырчатую структуру.

Лава вытекает потоками шириной от 4 до 16 м. Средняя температура лавы составляет 1000оС, она уничтожает все, что встречается ей на пути.

Обломки и пепел

При извержении вулкана вверх выбрасываются обломки, которые также называют пирокластическими обломками, или тефрой. Самыми крупными пирокластическими обломками являются вулканические бомбы, которые образуются при выбросе жидких продуктов, застывающих прямо в воздухе. Обломки размером от горошины до грецкого ореха относят к лапиллям, а материал размером менее 0,4 см к пеплам.

Мелкие частицы вулканической пыли и нагретого газа распространяются со скоростью 100 км/ч. Они настолько раскалены, что светятся в темное время суток. Пепловые потоки распространяются в огромном радиусе, порой они преодолевают возвышенности и водные пространства.

Газы

Извержение вулкана сопровождается выходом газов, в состав которых входят водород, диоксид серы и диоксид углерода. В незначительных количествах содержатся окись углерода, сероводород, сульфид карбонила, соляная кислота, водород, метан, фтористоводородная кислота, бор, бромовая кислота, пары ртути, а также незначительное количество металлов, полуметаллов и некоторых благородных металлов.

Газы, выделяемые из жерла вулкана, имеют вид белого водяного пара. Когда к газам примешивается тефра, клубы газов становятся черными или серыми.

В районе извержения вулкана распространяется сильнейший запах сероводорода. К примеру, запах вулкана Суфрир Хилла на острове Монтсеррат распространяется в радиусе 100 км.

Небольшое выделение газов в вулканических районах может продолжаться годами. При этом вулканические газы ядовиты. Диоксид серы, смешиваясь с дождевыми потоками, образует серную кислоту. Фтор, который содержится в газах, отравляет воду.
Источники:
  • Как происходит извержение вулкана
  • Продукты вулканических извержений
  • Вулканы
  • Вулканические извержения

Совет 4: Что такое вулкан и почему он извергается

Стихийные бедствия могут быть различны. К ним относят и извержение вулкана. Каждый день в мире происходит извержение 8-10 известных вулканов. Большинство из них проходит незамеченными, так как среди активных и извергающихся много подводных вулканов.

Что такое вулкан

Вулкан – это геологические образования на поверхности земной коры. В этих местах на поверхность выходит магма и образует лаву, вулканические газы и камни, которые называют еще вулканическими бомбами. Наименование свое такие образования получили от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Вулканы имеют свою классификацию по нескольким признакам. По форме их принято делить на щитовидные, стратовулканы, шлаковые конусы и купольные. Также они разделяются на наземные, подводные и подледниковые по своему местонахождению.

Для среднего же обывателя куда более понятна и интересна классификация вулканов по их степени активности. Различают действующие, спящие и потухшие вулканы.

Действующий вулкан – это образование, извергавшееся в исторический период времени. Спящими считают недействующие вулканы, на которых все же возможны извержения, а к потухшим относят те, на которых они маловероятны.

Однако вулканологи до сих пор не сошлись во мнениях, какой вулкан считать активным и потому потенциально опасным. Период активности у вулкана может быть очень протяжен по времени и способен продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет.

Почему вулкан извергается

Извержение вулкана – это по сути выход на поверхность земли раскаленных потоков лавы, сопровождающийся выбросом газов и туч пепла. Происходит это по причине скопившихся в магме газов. Среди них водяной пар, диоксид углерода, диоксид серы, сероводород и хлорид водорода.

Магма находится под постоянным и очень высоким давлением. Именно поэтому газы остаются растворенными в жидкости. Расплавленная магма, вытесняемая газами, проходит сквозь трещины и попадает в жесткие слои мантии. Там она расплавляет слабые места в литосфере и выплескивается наружу.

Вышедшую на поверхность магму называют лавой. Ее температура может превышать 1000оС. Некоторые вулканы при извержении выбрасывают тучи пепла, которые поднимаются высоко в воздух. Взрывная сила этих вулканов настолько велика, что наружу выбрасываются огромные глыбы лавы величиной с дом.

Процесс извержения может длиться от нескольких часов до многих лет. Извержения вулканов относят к геологическим чрезвычайным ситуациям.

На сегодняшний день существует несколько районов вулканической активности. Это Южная и Центральная Америка, Ява, Меланезия, Японские, Алеутские, Гавайские и Курильские острова, Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Исландия и практически весь Атлантический океан.
Видео по теме

Совет 5: Гавайские действующие вулканы Килауэа и Мауна-Лоа

В США, штат Гавайи, расположен национальный парк «Гавайские вулканы». На его территории находятся два действующих вулкана Килауэа и Мауна-Лоа. Начиная с 1983 года, на Килауэа происходит непрерывное извержение. Путешествие сюда может быть очень опасным.

В 2007 году служба безопасности национальных парков США временно закрыла велосипедные туры по парку «Гавайские вулканы». Это было связано с тем, что здесь за год погибли трое туристов, а несколько человек получили серьезные ранения.

Раньше все желающие могли подъехать к вершине вулкана на велосипеде, заплатив за это около $100, а затем спуститься обратно. Некоторые туристы получали травмы или даже погибали в тот момент, когда теряли контроль над управлением велосипедом.

Всего за десять лет начиная с 1992 года здесь было зафиксировано 40 случаев гибели туристов и более 45 человек получили серьезные травмы. Однако эта печальная статистика не останавливает любителей острых ощущений. Туристический поток в этот уникальный парк не иссякает.

Помимо самой лавы, большую опасность представляют потоки лавовых газов, которые непрерывно выбрасываются в воздух. От отравления этими парами можно также серьезно пострадать.

Ядовитые газы, которые выбрасывают в атмосферу действующие вулканы, представляют собой смесь сероводорода, соляной кислоты и диоксида углерода. У людей, страдающих астмой и проблемами с сердцем, эта смесь может вызвать обострение хронических заболеваний.

Если турист сорвется со скалы, то у него практически не будет никаких шансов выжить: он упадет в ледяную океанскую воду.

Видео по теме

Совет 6: Как узнать о предстоящем извержении вулкана

Многие вулканы находятся в районах с благоприятным климатом, а почвы, удобренные вулканическим пеплом, особенно плодородны. И люди продолжают селиться вблизи вулканов, несмотря на потенциальную опасность, которую те несут. Поэтому жизненно необходимо уметь прогнозировать вулканические извержения.
Инструкция
1
Ученые определили, что активность вулканов напрямую зависят от активности Солнца и подчиняется одиннадцатилетнему циклу.
2
Чтобы предсказать извержение вулкана, необходимо вести постоянное наблюдение за его состоянием. Проявлением вулканической активности являются термальные источники и фумаролы – вулканические газы. Установлено, что перед извержением температура воды в горячих источниках и фумаролов повышается. Может изменяться и состав вулканических газов и воды – возрастает концентрация соединений серы. Почва также нагревается – это видно по таянию ледников и пересыханию ручьев и колодцев.
3
На изменении температуры почвы основан метод инфракрасной съемки со спутника. Анализируя снимки, сделанные в разное время, можно судить о возможности извержения.
4
Признаком грядущего бедствия могут служить магнитные аномалии в районе вулкана – стрелки компасов отклоняются от истинного значения. Возрастает и интенсивность магнитного поля. Это связано с тем, что расплавленная магма подходит ближе к поверхности земли.
5
Также перед извержением происходят небольшие землетрясения, уровень почвы поднимается. Иногда гора вырастает на несколько десятков метров. Часто можно слышать грохот, исходящий из недр вулкана, и видеть увеличивающееся количество дыма. В Японии даже вывели формулу, достаточно точно рассчитывающую вероятность извержения вулкана Асама. Она зависит от количества землетрясений и выделившегося из вулкана дыма за месяц.
6
Помочь людям в прогнозе могут и животные. Кошки, собаки, земноводные, пресмыкающиеся очень метеочувствительны. По всей видимости, на их самочувствие влияют колебания земной коры и возрастающая сила магнитного поля. Незадолго до катастрофы их поведение становится беспокойным, и они стараются покинуть опасное место. Возможно, некоторые люди тоже обладают такими способностями, но не склонны придавать этому значения.

Совет 7: Как следует вести себя при извержении вулкана

Люди живут вблизи потухшего вулкана потому, что почва после извержений становится плодородной, а вода – целебной. Но иногда вулкан просыпается снова. Из его жерла вырываются газы, твердые и жидкие вещества. Лава и грязевой поток сметают все на своем пути. Последствия этого стихийного бедствия могут быть ужасающими.
Вам понадобится
  • - питьевая вода;
  • - провизия;
  • - медикаменты;
  • - специальная одежда и обувь;
  • - очки;
  • - респиратор.
Инструкция
1
Основывайтесь в своем поведении на том, что о предстоящем извержении вулкана, вблизи которого вы находитесь, можно узнать заранее. Современные методы прогнозирования позволяют зафиксировать изменения, которые происходят внутри вулкана и предваряют стихийное событие, и сообщить об этом местным жителям и властям. Обычно перед бедствием меняется температурный режим и химический состав воды и паров гейзеров, происходят землетрясения, сопровождающиеся подземным гулом.
2
Постоянно пополняйте запасы питьевой воды и медикаментов. Следите за сроком годности лекарств. Запасы провизии также будут уместны. На случай извержения вулкана подготовьте специальную одежду, желательно из огнезащитных материалов, обувь на твердой подошве. Независимо от времени года одежда должна быть теплой. Приобретите специальные очки (можно воспользоваться очками для дайвинга) и респиратор. Уделите внимание укреплению окон и дверей.
3
Конечно, лучшей и единственной защитой от извержения вулканов является эвакуация. Поэтому заранее изучите план, что сориентирует вас в экстремальной ситуации и поможет спокойно действовать, подчиняться и помогать властям. Все документы держите под рукой. Внимательно слушайте радио.
4
При разбушевавшейся стихии не поддавайтесь панике и успокойтесь. Постарайтесь как можно быстрее добраться до укрытия. Не используйте подвалы и погреба. В противном случае слой пепла и грязи завалит ваше убежище.
5
Если вы находитесь в своем доме, закройте все двери и окна. Отключите кондиционеры. Возникающая ударная волна от вулкана может поранить вас, разбив окна. Поэтому располагайтесь в глубине помещения.
6
Приготовьте влажные полотенца или салфетки, которые понадобятся, чтобы выйти на улицу для оказания помощи или других каких-либо срочных нужд.
7
Не пытайтесь пользоваться автомобилем. Имейте в виду, что пепел и обломки породы блокируют его, снижают видимость, делая движение по трассам очень опасным. Оставьте машину и постарайтесь как можно быстрее добраться до укрытия.
8
Будьте предельно внимательны и осторожны после извержения. Последствия стихийного бедствия могут быть не менее катастрофическими. Опасность представляют оголенные электропровода, лопнувшие трубы газо- и водопровода. Горящий пепел может стать причиной пожаров. Поэтому по возможности оставайтесь в здании до прибытия спасателей. При сильных разрушениях и обрыве связи это может занять достаточное количество времени.
9
Следите за тем, чтобы помещение, в котором вы находитесь, не подверглось пожару из-за попадания горящих обломков. Как можно быстрее начните избавляться от пепла, провоцирующего обрушение здания. Проверьте состояние дверей и окон. Убедитесь, что они закрываются. Как только станет возможно, пригласите специальную ремонтную службу для оценки устойчивости помещения.
Видео по теме
Обратите внимание
Экскурсии на действующие вулканы могут быть смертельно опасны.
Источники:
  • Извержение вулкана Безымянный
  • почему извергаются вулканы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше