Понятие «канцлер» возникло в Средние века, название происходит от латинского слова cancellarius и немецкого Kanzler. В обоих случаях значение термина одно – секретарь у барьера, который отделяет суд от публики. В Средние века феодалы называли так главу цеха переписчиков, авторитет которого был не меньше, чем у писцов Древнего Египта.

История должности

В Германии понятие «федеральный канцлер» возникло в 1867 году и обозначало главу правительства Северогерманского союза. А в Веймарской республике и в Германской империи это был рейхсканцлер. Но с 1918 по 1919 год человека на такой должности звали «министром-президентом» или «председателем Совета уполномоченных». С 1949 по 1990 гг в ГДР должность канцлера называлась Председателем Совета министров.

В Германской империи рейхсканцлер мог прямо влиять на процесс законодательства, но назначал на должность император, снимал с нее тоже он. Рейхсканцлер находился непосредственном подчинении императору.

После 1918 года канцлера назначал рейхспрезидент, он же отзывал с должности, а отчитывался канцлер перед парламентом. И если рейхстаг вдруг заявлял о недоверии к канцлеру, тот был обязан отправиться в отставку. Т.е. в Веймарской республике человек на этой должности имел меньше власти и зависел как от парламента, так и от президента. И согласно Веймарской конституции:

  • рейхсканцлер должен был определять основные направления политики;
  • за эти направления рейхсканцлер нес ответственность перед рейхстагом;
  • в пределах таких направлений рейхсминистры сами руководили вверенными ему отраслями;
  • но ответственность перед рейхстагом эти министры тоже несли.

В Основном законе Германии эти положения повторились практически дословно, но позже были раскритикованы за несоответствие, ведь рейхсканцлер приравнивался к президенту, однако должен был отвечать перед рейхстагом.

Парламентский совет в последствии ограничил полномочия федерального президента, а должности федерального канцлера придал дополнительный вес в политике. Дальше позиции канцлера только укреплялись, а право определять основные политические направления для государства, которым обязаны были следовать все члены кабинета министров, за канцлером сохранялось. И благодаря этому теперь человек на такой должности считается самой сильной фигурой политической системы Германии.

В Российской империи канцлер был равен генералу-адмиралу во флоте, генералу-фельдмаршалу в армии, а также действительному статскому советнику I класса. К канцлеру обращались «Ваше высокопревосходительство», это была официальная форма титулования.

Чин канцлера присваивали обычно министрам иностранных дел, а если министр имел чин II класса, то мог называться вице-канцлером. И высшие статские должности в Российской империи принадлежали этим людям.

Однако за всю историю Российской империи канцлеров было меньше, чем царствующих монархов: в стране канцлер был только один, а когда он умирал, проходили годы до того, как назначали нового.

Формально в Российской империи чин канцлера не отменяли, однако же после смерти последнего из них, Горчакова, никто так и не был назначен на эту должность.

Роль в федеральном правительстве ФРГ

Согласно Основному закону, федеральный канцлер имеет право создавать директивы, но этот же закон предписывает принцип отдела и коллегиальный принцип. Принцип отдела означает:

  • министры самостоятельно управляют своими министерствами;
  • канцлер не может вмешиваться в отдельные вопросы с собственными взглядами;
  • министры обязаны сообщать канцлеру о важных проектах в министерствах.

Коллегиальный же принцип предписывает Коллегии улаживать разногласия со стороны федерального правительства, и в ситуациях сомнений, канцлер обязан подчиниться тому решению, которые примет федеральное правительство. При этом канцлер может назначать на министерские должности и увольнять с них, может регулировать число министров и их обязанности.

Федеральный канцлер – самая важная политическая фигура в глазах общественности. Он нередко является председателем партии, как Аденауэр в 1950-1963гг, Эрхард в 1966, Кох в 1982-1998гг или Меркель с 2005 года, лидером фракции, поддерживающей правительство. Однако, согласно основному закону ФРГ, ни федеральный канцлер, ни министры не имеют права:

  • занимать другую оплачиваемую должность;
  • заниматься предпринимательством;
  • или входить в состав совета предприятия, которое нацелено на извлечение прибыли.

Подчиненные органы власти

Федеральный канцлер не является главой федеральной канцелярии, глава – министр или государственный секретарь, которого он назначает. Федеральная канцелярия, в свою очередь, предоставляет канцлеру компетентный персонал по каждой области.

Канцлеру прямо подчиняется пресс-центр правительства, в задачи которого входит и информирование общественности о политике, и информирование правительства о ситуации с новостями.

Федеральная служба разведки находится в подведомственности канцлера, а бюджет разведки включен в бюджет федеральной канцелярии. Имея прямой доступ к секретной службе, канцлер получает преимущество в вопросах безопасности и внешней политики.

Порядок избрания  

Федерального канцлера избирает Бундестаг по предложению федерального президента и без прений. Избранным считается кандидат, который получил большинство голосов членов Бундестага, а президент же должен назначить этого человека на должность канцлера.

Если предложенную президентом кандидатуру не выбирают, Бундестаг имеет право в течение 2 недель избрать канцлера абсолютным большинством голосов. А если за этот срок избрания не было, тут же проводят новое голосование, победителем в котором будет тот, кто наберет больше голосов.

После того, как кандидат получит большинство голосов Бундестага, президент в течение недели обязан будет произвести назначение. В случае, когда большинства голосов кандидат не собрал, президент может назначить его самостоятельно или же распустить Бундестаг.  

Полномочия канцлера начинаются со дня, как он вступает на должность, и не имеют установленного срока. Однако эти полномочия в любом случае прекращаются со дня первого заседания Бундестага нового созыва.