Для начала давайте разберемся, что же это такое. Неликвид – это имущество, товарно-материальные ценности, которые не могут быть использованы в деятельности предприятия и подлежат ликвидации, а соответственно – и списанию. Также сюда включают готовую продукцию, которую не удалось реализовать.

Почему образуются неликвиды?

Причин образования неликвидов может быть множество: перепрофилирование предприятия, в результате чего имеющиеся запасы остаются невостребованными, снижение спроса на продукцию, потеря клиентов, рост конкуренции, изменение трендов, ошибки в планировании производства, потеря товарами качества в ходе длительного хранения и т.д.

Что делать с неликвидом?

Варианты могут быть самыми разными и зависят от категории товара. Например, вы можете:

  • объявить скидку на такую продукцию;
  • провести распродажу;
  • сделать неликвид сопутствующим товаром, что поможет повысить продажи другого продукта;
  • реализовать продовольственный товар оптом для ферм, на корм скоту;
  • продать продукт на рынке по сниженной цене;
  • продать товар после доработки с уменьшением стоимости.

Как списать неликвид в бухгалтерском и налоговом учете?

Нереализованные остатки продукции в бухгалтерском учете можно списать на прочие расходы как морально устаревшее имущество. В налоговом учете стоимость списанных МПЗ можно отнести к затратам на производство, не давшем продукции.

Решение о списании товаров по причине морального устаревания принимает руководитель, но для обоснования данного решения создается комиссия из материально-ответственных лиц, которые должны:

провести осмотр материалов,

зафиксировать в документации причины их непригодности для дальнейшего использования по прямому назначению,

оценить возможность использования на другие нужны или для реализации на сторону,

произвести оценку их рыночной стоимости (это делается вместе со специалистами из экономических служб).

Если по заключению комиссии будет установлен факт невозможности дальнейшего использования МПЗ, то они подлежат утилизации. В бухгалтерском учете их стоимость относится на прочие расходы:

Дт 91 – Кт 10 – списаны морально устаревшие материалы

Отражаются они в балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Данный резерв формируется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью МПЗ и их фактической себестоимостью, если величина последней выше. То есть, если в течение года неликвидная продукция не была списана и осталась на складе на конец года, необходимо создать резерв (см. п.20 Методический указаний):

Дт 91-2 – Кт 14 – создан резерв под снижение стоимости МПЗ

В последующих отчетных периодах по мере списания продукции, по которой создан резерв, зарезервированная сумма будет восстанавливаться обратной проводкой:

Дт 14 – Кт 91-1 – восстановлена зарезервированная сумма

Но следует помнить, что в налоговом учете не предусмотрена возможность создания такого резерва, а потому сумма резервных отчислений не считается расходом с точки зрения налогообложения. Поэтому  возникает постоянная разница, требующая признания в бухгалтерском учете постоянного налогового обязательства (согласно п.7 ПБУ 18/02).

Аналогично, в налоговом учете не признается доходом и сумма восстановленного резерва, так что по мере списания продукции и восстановления резерва в учете необходимо отражать постоянный налоговый актив:

Дт 99 – Кт 68 – начислено постоянное налоговое обязательство на сумму резерва

Дт 68 – Кт 99 – отражен постоянный налоговый актив в части восстановленного резерва

За любой причиной образования неликвида, даже если на первый взгляд она кажется сугубо внешней, не зависящей от компании, на самом деле стоят несовершенства в процессах организации бизнеса. Чтобы выявить их, можно использовать простую, но эффективную методику «Пять почему». Она говорит нам, что если сформулировать проблему и 5 раз задать вопрос «Почему?», вы найдете ее корень. Лучше всего применять этот метод при коллективных обсуждениях.