Совет 1: Как правильно выполнить задание 26 в ОГЭ по обществознанию

Задание 26 в ОГЭ: как правильно выполнять его? Что нужно знать, чтобы получить максимальный балл? Особенности ответа и советы школьнику.
ekzamen

Задание №26 в ОГЭ по обществознанию – одно из самых простых и одновременно вызывающих больше всего проблем у школьников. Тем не менее выполнять его не так уж сложно: нужно только усвоить несколько простых правил.

26-е задание представляет собой краткий план представленного для разбора текста. Оценивается оно в 2 балла. Необходимо выделить все смысловые фрагменты отрывка и озаглавить каждый из них.

Задачи у этого вопроса две:

  1. проверить умение ученика выделять ключевые мысли текста, без которых невозможно нормально учиться в профессиональном заведении;
  2. оценить навыки ребёнка по составлению краткого плана ответа.

Есть и третья функция, важная уже для самого школьника: после составления «оглавления» намного проще будет отвечать на остальные вопросы письменной части.

Как должно выглядеть задание №26

Чтобы проще было понять, как именно называть каждый пункт, представьте, что вас попросили написать доклад на какую-то не слишком вам знакомую тему. И взять с собой на выступление разрешили лишь оглавление к этому докладу. Соответственно, каждый пункт этого оглавления должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, вы сразу вспомнили содержание всей главы.

Делать план текста можно двумя способами:

  • в виде предложения назывной формы: «Функции среднего класса»;
  • в виде вопроса, содержащего ключевую мысль смыслового блока: «Какие функции выполняет средний класс?»

При этом больше ценится ответ, выполненный именно в виде оглавления, а не списка основных вопросов текста.

Чаще всего смысловой блок совпадает с абзацем. Однако бывают и другие ситуации. Так, иногда в одном крупном абзаце может содержаться два фрагмента, несущих совершенно разную информацию. В этом случае каждый из них придётся выделить отдельным пунктом плана.

Бывает и наоборот: несколько абзацев раскрывают разные аспекты одного и того же вопроса, поэтому выделять каждый пункт по отдельности нельзя. Чаще всего это происходит, когда автор перечисляет функции или признаки какого-либо социального явления.

Например, текст «Средний класс» разделён на 8 абзацев; при этом в четвёртом абзаце говорится, что средний класс выполняет разные функции, а во всех последующих по очереди раскрываются каждая из этих функций. Получается, что реально смысловых блоков в этом задании лишь 4: все функции вместе с вводным предложением нужно выделить одним пунктом.

slojniy plan

Правильный план к этому рассказу будет выглядеть так:

  1. Сущность среднего класса.
  2. Состав среднего класса.
  3.  Критерии выделения среднего класса.
  4. Функции среднего класса.

Либо же, если вы предпочитаете выполнять 26-е задание в форме вопросов, можно составить оглавление таким образом:

  1. Что такое средний класс?
  2. Кого относят к среднему классу?
  3. По каким критериям выделяют средний класс?
  4. Какие функции выполняет средний класс?

Обратите внимание, что форма задания не допускает слишком длинных предложений, пунктов, состоящих из двух и более предложений, а также дополнительных подпунктов типа «1а», «1б», «1в». Не будут засчитаны пункты, содержащие слова, не несущие смысловой нагрузки, или выглядящие как вырванный из контекста кусок фразы.

При этом выписывать в оглавлении фрагменты текста, если они хорошо отражают смысл абзаца и не содержат лишних слов, не возбраняется.

plan texta

Как правильно составить название пункта

Для того чтобы научиться правильно делать задание №26, нужно научиться выделять ключевые мысли текста и каждого абзаца в отдельности. Для этого попробуйте мысленно пересказать текст, ответив на вопрос: «о чём рассказывается в отрывке»? А в первом абзаце? Во втором абзаце?

Не нужно повторять фразы, которые в тексте уже есть: сократите и упростите их, передав только общий смысл. Уберите все вводные слова, эпитеты и сравнения, оставьте лишь «каркас» - несколько словосочетаний, без которых предложение или абзац потеряют смысл. Именно они и будут ключевой мыслью.

Например, во фразе «Вполне очевидно, что языковое расслоение проходит по иным линиям, нежели линии расового или государственного расслоения» есть только 5 слов, действительно имеющих значение: «языковое расслоение», «линии», «расовое» и «государственное расслоение». Все остальные слова служат лишь для связок этого предложения с предыдущим и последующим и для придания фразе «эмоциональной» окраски. Именно из этих пяти слов и нужно будет строить название пункта для задания 26.

Ключевая мысль фразы состоит в том, что линии разных типов социального расслоения различаются. Остаётся превратить повествовательную форму предложения в форму названия: «Линии социального расслоения».

Название должно быть кратким, лаконичным и полностью отражать смысл фрагмента. Не нужно ни чрезмерно конкретизировать, ни обобщать смысл высказывания. Так, вариант «социальное расслоение» для упомянутого пункта не будет засчитан. Понятно, что весь текст рассказывает именно о социальном расслоении. Но поскольку в данном абзаце речь идёт конкретно о критериях этого расслоения, то все более «обширные» названия будут неверными, поскольку не дадут представления о содержании «главы».

knigi

Девятиклассникам можно дать и ещё один совет: побольше читайте и старайтесь мысленно или вслух, пересказывать прочитанное, чтобы навык выделения ключевых мыслей постепенно становился автоматическим.

Источники:
  • ОГЭ по обществознанию: разбор заданий с развернутым ответом
  • Как выполнять задания 26 по обществознанию

Совет 2 : Как сдать экзамен по обществознанию

Каждый человек возрастом за восемнадцать по собственному опыту знает, что такое экзамен. Но школьный экзамен – это еще полбеды. Здесь человек учится довольно много времени, поэтому привыкает к учителям, а те, в свою очередь, - к ученикам. И, возможно, окажут на экзамене некоторое послабление или помощь. Но теперь, с приходом в нашу страну Единого Государственного Экзамена, все меняется. И вместо живого общения с человеком из комиссии мы вынуждены зарисовывать кружочки в тестах.
Подготовка к экзамену
Инструкция
1
По каким-то неведомым причинам большинство учащихся считает обществознание самым легким и не заслуживающим внимания предметом. Отношение складывается таким образом, что «предмет простой – можно не готовиться – и так сдадим».
2
На самом деле это есть самая серьезная ошибка. Вспомним философию восточных боевых искусств, когда мастера говорят: "Никогда ни стоит недооценивать своего противника". В данном случае экзамен – это противник, которого лучше переоценить, и значительно лучше подготовиться.
3
Но, взглянув с другой стороны, понимаешь, что обществознание – такой же предмет, как и все остальные. Следовательно, ничего сверхъестественного здесь нет. Для успешной сдачи экзамена требуется лишь определенная подготовка и уверенность в своих силах.
4
Готовиться стоит начинать примерно за полгода или год до экзамена. Человеческий мозг устроен таким образом, что информация, воспринятая когда-то в прошлом, значительно лучше усваивается и легче извлекается, нежели та, что прочитана пару часов назад.
5
Как писал Джон Кехо в книге «Подсознание может все», информация, которую мозг воспринимал в течении жизни, никуда не исчезает. Даже если человек не помнит чего-то, это не значит, что этого нет. Основная часть воспринятого материала откладывается в подсознании. А в нужный момент мозг может поднять это воспоминание. Но уверенности в том, что это правильный ответ, не будет. Будет четкое понимание, что проявляются не знания, а интуиция. Но это лишь ненавязчивая работа подсознания, которая помогает найти правильный ответ в различных вопросах.
6
Что же касается непосредственно самого экзамена, то за день до него лучше не загружать мозг ничем лишним, а просто отдохнуть. Перегрузка информацией и волнение перед ответственным днем могут привести к стрессу, а это не самое лучшее, что может быть. Поэтому самый правильный вариант – это отдохнуть и выспаться.
7
Ну а если человек суеверен, можно соблюсти старую студенческую традицию: в полночь крикнуть во весь голос «ХАЛЯВА ЛОВИСЬ». И в ответственный момент удача определенно будет с вами.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500