Каркасный гараж можно выполнить из металла или древесины – на выбор автовладельца. Оба варианта имеют особенности в изготовлении, но основные достоинства каждого – экономия времени и средств на постройку. Доказательством этому служит массовое строительство быстровозводимых объектов по всей стране.

Преимущества каркасной конструкции

Каркасная конструкция, вне зависимости от вида материала, представляет собой систему колонн (стоек), несущих балок (горизонтальных или наклонных) и раскосов, объединенных в пространственный каркас. Жесткость всей системе придает правильно подобранная схема крепления конструкций между собой. Кровельная и стеновая обрешетка дополнительно укрепляет каркас.

Преимущества каркаса перед строением из каменных или бетонных конструкций:

  • Легкие несущие конструкции, обшивка и заполнение стен дают очень небольшую нагрузку на основание. Надобность в массивном дорогостоящем фундаменте отпадает.
  • Очень высокая скорость возведения. При правильной планировке работ каркас с крышей можно поставить за один день.
  • Легкость всех конструкций. Работы можно производить в одиночку.
  • Простота выполнения всех операций. Даже начинающий мастер быстро осваивает нехитрые приемы.
  • Общее удешевление всего строительства, по сравнению с вариантом каменного гаража экономия может достигать 50% и более.
  • Немаловажный момент: деревянный  каркасный гараж, в отличие от каменного, не требует разрешения на строительство и регистрируется без постановки на кадастровый учет. Лишние расходы и беготня по инстанциям владельцу не грозят.

Недостатки каркаса, озвученные на уровне «он сгорит», «его сдует ветром» давно не рассматриваются ввиду их несостоятельности: грамотно выполненный и правильно эксплуатируемый каркасный гараж будет служить столько, сколько понадобится. Кстати, еще одно преимущество каркаса: при необходимости его можно так же быстро демонтировать, как и построить.

Элементы каркаса

  • Вертикальные опоры – колонны (стойки). Основные несущие элементы каркаса, передающие полную нагрузку на фундаменты.
  • Вспомогательные колонны. Устанавливаются для ворот, торцевых стен, дополнительных опор обшивки стен, перегородок.
  • Продольные горизонтальные балки на опорных стойках. Основной силовой элемент каркаса. Объединяют все несущие колонны.
  • Поперечные обвязочные балки. Объединяют оба ряда колонн в единый каркас.
  • Обрешетка стен. Скрепляют несущие колонны каркаса и являются опорой для стеновых панелей.
  • Стропила. Наклонные деревянные балки, устанавливаемые на горизонтальные балки. Являются основным элементом каркаса крыши.
  • Обрешетка стропил. Основа для укладки кровельного покрытия.

Материал каркаса

Вариант каркаса из металла.

Круглый прокат: трубы диаметра 50-70 мм. Стойки и все горизонтальные балки целесообразно выполнить из одного материала.

Профильный прокат. Стойки из квадратных труб 100х100, балки из профиля 120х70, толщина стенок 3 мм. Вспомогательные колонны из профиля 100х50 мм.

Вариант каркаса из дерева.

Стойки из доски 100х50 мм, балки брус 100х100 мм, стропила 100х50 мм, обрешетка стен - доска 100х20 мм, обрешетка крыши зависит от материала покрытия (для профнастила также доска 100х25 мм).

Набор инструментов

  • Сварочный инвертор средней мощности для работы с электродами диаметром 3 мм. Электроды подбираются по толщине свариваемых конструкций.
  • Болгарка с кругом по металлу диаметром 230 мм. Работы для нее будет очень много.
  • Электродрель с набором сверл по металлу и дереву.
  • Электропила по дереву с диском диаметром 80-120 мм.
  • Шуруповерт со сменными насадками.
  • Обычный набор инструментов: молоток, пассатижи, набор ключей и отверток, гвоздодер.
  • Уровень с магнитным основанием. Выверка выполняется для каждого элемента каркаса.

При работе со сваркой необходимо выполнять правила по технике безопасности при работе с электричеством.

Устройство фундамента

Предположим постройку одноэтажного гаража шириной 4 м, с двускатной крышей. Длина строения может быть любая, зависит от марки автомобиля и дополнительной площади для подсобного помещения. Принимаем условно длину гаража 12 м (6 на машину, 6 на хозблок). Гараж предназначен только для хранения машины и мелкого ремонта. Подъемное оборудование и смотровая яма отсутствуют.

Фундамент под оба типа каркасного гаража (металлический и деревянный) устраивается по одной схеме. Нагрузки от несущих конструкций очень небольшие, в основном действует ветровое давление на стены и снеговое на крышу.

Строительство любого сооружения предполагает наличие проекта. Если с черчением и расчетами проблемы лучше поручить их выполнение специалисту. Главное, наличие точных размеров и расход материалов.

Перед устройством фундамента необходимо спланировать площадку и снять плодородный грунт по всей площадке, хотя бы на 20-40 см.

Для металлического каркаса наиболее приемлем вариант столбчатого фундамента под каждую несущую стойку и легкая лента по периметру.

Стойки устанавливаются шагом 2 м, ямки под фундамент 400х400, глубиной 600 мм. Бетон выполнить с наполнением гравием средней крупности. Стойки устанавливать в процессе заливки, при уложенной смеси на 1/3 ямки (чтобы бетон попал во внутреннюю полость стойки). В нижней части стойки приварить две поперечные арматуры d=8мм, для лучшего сцепления с бетоном. Пока бетон не схватился, проводится окончательная выверка стоек по вертикали и по осям здания.

После установки всех стоек выполнить ленточный фундамент по периметру. Его задача – быть опорой для дополнительных стоек, перегородок. Глубина заложения до 400 мм, ширина 200 мм. Также можно выполнить ленту из керамического кирпича.

Фундамент под деревянный каркас выполняется ленточный, конструкции аналогичной столбчатому, но с армированием по всей длине 3 стержнями арматуры d=8 мм. Арматура обязательно класса А-III, т.е. рифленая. Перед заливкой к стрежням крепятся резьбовые шпильки d=10 мм, шагом 2 м, по всему периметру ленты. Верхний конец шпильки должен находиться над уровнем пола на 15-20 см. Заливку бетона надо производить с тщательным послойным трамбованием. Помним, что 70-процентную прочность бетон набирает только на седьмые сутки.

После устройства фундаментов лучше всего сразу залить пол, чтобы больше не отвлекаться на бетонные работы и возводить каркас в комфортных условиях.

Конструкция пола несложная. По грунту просыпать слой щебня и тщательно вбить тяжелой трамбовкой. Насыпается основной слой щебня 100 мм. При наличии грунтовых вод выполняется проливка битумной мастикой. Далее следует заливка бетоном толщиной 100 мм, до уровня верха фундамента. В идеале должна получиться очень ровная площадка. Приступаем к монтажу каркаса.

Устройство металлического каркаса

Стойки каркаса уже выставлены, бетон схватился, начинаются сварочные работы.

На верхние оголовки стоек привариваются квадратные площадки из стали толщиной 5 мм. Они необходимы для увеличения площади опоры балки и формирования достаточного сварного шва. Угловые площадки сделать больших размеров, для прямоугольного сочленения балок.

Устанавливаются и привариваются горизонтальные балки, продольные и поперечные. Прямоугольные балки устанавливать на высокий профиль, заподлицо с колоннами, нельзя класть балки плашмя, т.к. при этом нарушается несущая схема и увеличивается прогиб.

Поскольку металлический каркас выполняется под неотапливаемое помещение, лучший материал для обшивки стен гаража – стеновой профнастил. Обрешеткой для листов служит профиль 40х25 мм, привариваемый шагом по высоте 40 см. Листы крепить саморезами по металлу с буром-наконечником.

Все металлические элементы каркаса необходимо огрунтовать и окрасить, можно составом 3 в 1 (преобразователь ржавчины, грунтовка, цвет).

Каркас в целом готов.

Устройство деревянного каркаса

По периметру здания укладывается балка нижней обвязки. Для шпилек заранее высверливаются отверстия, к фундаменту балка затягивается гайками и широкими шайбами. Дерево перед установкой необходимо тщательно обработать антисептиком. Балка является основой для стоек каркаса.

Устанавливаются стойки шагом 1,0 м. К нижней балке стойки крепить саморезами на уголках 100х100 мм. Гвозди применять только для временного крепления. Одновременно устанавливаются стойки перегородок.

На стойки укладываются продольные балки верхней обвязки. Метод крепления аналогичен. Перед окончательным креплением выверить вертикаль всех стоек.

Поперечные (торцевые) балки укладывать поверх продольных балок.

Выполнить горизонтальную обрешетку из досок 100х25 мм.

Если обшивка стен выполняется из листов ОСП или фанеры необходимо предусмотреть их дополнительную наружную защиту. Это может быть виниловый или металлический сайдинг.

Обшивку каркаса также можно выполнять фиброцементными листами, цементно-стружечной плитой, просто плоскими шифером – материалом, не требующим защиты от солнца и осадков.

Деревянный каркас тоже готов. В заключении выполняется утепление и внутренняя отделка гаража, если это предусмотрено проектом.

Устройство крыши

Двускатная бесчердачная крыша для обоих видов каркаса выполняется по одной схеме. Две стропильные ноги на земле соединяются затяжкой. Получается небольшая ферма, в виде буквы А. Все фермы устанавливаются на продольные балки шагом 60-80 см. К деревянным балкам крепление выполнять саморезами по уголкам. Гвозди лучше оставить для обрешетки.

К металлическим балкам придется приваривать уголки 100х100 мм и к ним уже крепить стропила, также саморезами. 

Далее идет набивка обрешетки и настил покрытия кровли. Если покрытие выполняется из профлистов или металлочерепицы, под обрешетку вначале устраивается пароизоляция.

Выбирая материал для каркаса гаража, надо понимать, что в обоих вариантах есть достоинства и недостатки. По стоимости и трудоемкости они примерно сопоставимы. Выбор зависит от предпочтения и навыков самого строителя.