Целеполагание является основой многих сфер жизни человека – от педагогики и саморазвития до ведения бизнеса и планирования семьи, социальной адаптации в обществе. Есть и глобальные сферы, в которых действия основываются на целеполагании – формирование внутренней и внешней политики государства, экономического развития. На вопрос о том, что такое целеполагание, разные люди могут ответить по-разному. Но есть общие правила, своеобразный алгоритм формирования этого понятия, знание которого может быть полезным каждому из нас. Тот, кто знает основы этой науки, тактики движения вперед, сможет гораздо быстрее достигать своей цели, решать самые сложные жизненные и карьерные задачи.

Общее понятие целеполагания

Целеполагание – один из терминов социологии. В основе понятия лежат определенные системы ценностей, индивидуальные для каждого направления и человека. Именно на их основе формируется путь, ведущий к решению поставленной задачи, достижению цели.

По своей сути, целеполагание – это выбор рационального пути, иногда для достижения не одной цели, а нескольких, конфликтующих между собой или однотипных. Очень важно найти решение, которое позволит избежать ошибок, контролировать все происходящее, не допускать появления непредвиденных осложнений и обстоятельств. Методика используется в самых разных областях:

  • педагогике,
  • бизнесе,
  • саморазвитии,
  • государственной деятельности,
  • управлении,
  • экономике.

Пренебрежение целеполаганием, нежелание тратить время на рассмотрение всех аспектов решаемой задачи, поиск рационального пути всегда оборачивается проигрышем, промахом и неудачей. Действительно, на разработку тактики действий может уйти много времени – определение важности задачи, рассмотрение ее с разных аспектов, поиск оптимальных путей, выбор одного из них, как самого быстрого или эффективного, выбор команды для ее решения и расстановка сил. Пройти каждый из этих этапов целеполагания, значит обеспечить успех мероприятия – это важно понимать.

Функции целеполагания

Жизнь – это управление, причем не важно в чем – в собственном развитии, в обучении других, в управлении государством или предприятием, компанией. В основе управления всегда лежит целеполагание, основными функциями которого являются:

  • постановка одной или нескольких целей,
  • определение тактики их достижения,
  • распределение ресурсов и основных задач,
  • координирование деятельности.

Подобное планирование значительно упрощает задачу, делает ее более доступной, сокращает временные затраты на ее решение. При необходимости можно вносить корректировки в разработанную тактику достижения цели, своевременно оповещая о них всех участников процесса, и не меняя кардинально весь план.

Использование целеполагания в любой сфере деятельности помогает одновременно анализировать большие объемы информации, составлять прогнозы и находить оптимальные, безошибочные пути к достижению цели, улучшать результаты и получать дополнительные возможности.

Целеполагание в педагогике

Определяющий элемент педагогики – цель, то есть целеполагание является его неотъемлемой частью. Педагогическая деятельность невозможна без определения основных целей, выделения среди них значимых и второстепенных, между которыми обязательно есть взаимосвязь, то есть, каждый урок основан на целеполагании.

При формировании направления пути педагог учитывает не только узконаправленные цели своего предмета, но и запросы общества, определенные особенности социализации, характерные для конкретного социума, потребности и детей, и их родителей, рассматривает свои возможности и оценивает их. Педагогическое целеполагание обязательно включает следующие этапы:

  • диагностика процесса воспитания конкретного детского коллектива,
  • анализ результатов предпринятых мер и своей деятельности,
  • моделирование основных задач и целей,
  • формирование коллективного процесса целеполагания,
  • составление и корректировка намеченной программы действий.

В основе всех трудов одного из лучших педагогов – Макаренко А. С лежит целеполагание. По его мнению, педагог должен четко осознавать, какие из целей воспитательного процесса являются близкими, средними и дальними, какие из них дают оптимальные перспективы для развития ученика, и использовать этот анализ в своей работе.

Бизнес и целеполагание

В бизнесе, управлении целеполагание является своеобразным искусством стратегического характера. Тактика ведения дел гораздо важнее практики, и это доказано реальными примерами успешного развития предприятий самых разных направлений, включая и финансовый или информационный менеджмент, и производство продукции.

Начальная задача целеполагания в бизнесе – определение краткосрочных и долгосрочных задач, выделение из них наиболее значимых и поиск путей их решения. Это делается на основе того, что хочет получить руководитель или группа руководителей от развития своего дела (предприятия, бизнеса). После того, как основные цели определены, начинается этап разработки стратегии их достижения:

  • анализ ресурсов предприятия,
  • выявление влияющих внешних факторов,
  • оценка реальных возможностей конкретного бизнеса,
  • мониторинг возможного риска,
  • разработка систем контроля над основными целями,
  • гармонизация стратегии с учетом специфики нескольких задач.

Основой целеполагания в бизнесе является формирование мышления о том, каких целей нужно достичь, а не о том, как их достичь быстрее. Моментальный успех должен настораживать и указывать на то, что путь не был четко продуман, не была использована методика целеполагания.

Целеполагание в саморазвитии

В саморазвитии целеполагание является частью психологии. Основными его функциями становятся процессы формирования своего личного расписания, в том числе и рабочего, основанные на том, каких именно целей нужно достичь и какие задачи необходимо решить. Очень важно развивать способность находить рациональные пути даже в мелочах, стратегическое мышление, даже в домашних делах, тогда и карьерные станут решаться гораздо быстрее.

Целеполагание – основа любой деятельности, и понимание, осознавание этого поможет определить, что нужно в данный момент для того, чтобы развиваться и достигать желаемых вершин. Кроме этого, в процессе целеполагания определяется личностная мотивация к совершению тех или иных действий, их целесообразность, степень важности для саморазвития.

И специалисты в области личностного роста, и психологи рекомендуют вести письменную фиксацию плана по саморазвитию. Это служит не только основой индивидуального целеполагания, но и своеобразной мотивацией к действию. Не стоит использовать в качестве руководства к действию чей-то опыт, ведь человек индивидуален, как и его цели, желания и стремления. Необходимо следовать той тактике, которая была разработана, при необходимости корректируя ее при появлении новых задач.

История и целеполагание

Целеполагание лежит и в основе развития мира, цивилизации, всех государств без исключения, так как является базой управленческой, педагогической и экономической деятельности. Ни одна страна не сможет развиваться, если ее правительство не обозначит основные цели, способствующие повышению ее уровня в любом направлении, и не разработает тактику деятельности, ведущую к их достижению.

Особенности государственного целеполагания заключаются в том, что оно должно быть одобрено не только руководящим звеном, но и народом, ведь основные задачи ведут к решению простых проблем:

  • повышению уровня жизни,
  • улучшению инфраструктуры,
  • экономическому развитию,
  • повышению темпов производства.

Государственное целеполагание – процесс наиболее сложный, так как на него оказывают влияние значимые негативные факторы – огромное количество субъективных мнений, множество изменчивых и противоречивых задач, периодическая неопределенность в функционировании государства, его зависимость от внешних факторов и влияния мировой политики, экономики, кризисные ситуации и природные катаклизмы.

Государственное целеполагание формируется в виде древа целей, в качестве питательной среды для которого указывается общество. Специалисты называют именно его образователем древа и координатором целеполагания в развитии страны, определителем степени важности каждой из поставленных, обозначенных задач.