Временное удостоверение личности по форме 2П гражданин, меняющий или восстанавливающий паспорт, может оформить по своему желанию в отделении УФМС. В этом документе обычно содержатся сведения, имевшиеся в старом паспорте. Кроме того, для его оформления потребуется еще одна фотография 3,5×4,5 и квитанция об уплате госпошлины. Срок действия этого документа – 10 дней (если паспорт подлежит замене) или до 2-х месяцев (если паспорт был потерян или украден).

По временному удостоверению личности гражданин имеет право совершать любые действия и заключать любые сделки, как если бы у него был на руках паспорт. Для предотвращения случаев мошенничества номер выданного документа фиксируется в учетной карточке гражданина и вносится в базу данных УФМС. Если оформление паспорта затягивается по каким-либо причинам, сотрудники УФМС обязаны продлить временное удостоверение на срок не более чем 30 дней.


Для получения паспорта гражданин обязан сдать временное удостоверение личности. Если же оно было утеряно или повреждено, он должен немедленно составить заявление на имя начальника УФМС, указав причины, по которым вернуть удостоверение не представляется возможным.

Даже тогда, когда временное удостоверение на самом деле не потеряно (например, в целях заключения мошеннических сделок), сотрудники УФМС обязаны выдать паспорт гражданину. Но, так как все сведения об этом документе и о сроке выдачи паспорта будут иметься в базах данных и личной карточке гражданина (в которой он обязательно расписывается), любые сделки, заключенные по временному удостоверению после этого срока, будут считаться недействительными.

Стоит отметить, что существует мнение, что давно пора ввести в обиход, помимо паспорта, и иной документ, удостоверяющий личность наравне с ним. Например, водительское удостоверение, военный билет или свидетельство о рождении. Но, во-первых, эти документы не могут быть настоящим подтверждением гражданства, а, во-вторых, могут вызвать в нашей стране огромную путаницу при заключении сделок, розыске граждан, оформлении документов.