Сетевой маркетинг – один из распространенных вариантов розничной торговли, осуществляемой методом прямых продаж. Также его еще называют многоуровневым маркетингом. В условиях сетевого маркетинга отсутствуют оптовые торговые фирмы, стоящие между производителем товаров и продавцом – все движение продукции происходит в сети распространителей, новые наценки не создаются. В системе такого вида продаж обычно не проводятся рекламные акции в СМИ – продавцы сами представляют товар покупателю, сообщают о его особенностях, проводят демонстрацию его преимуществ.

Каждый из участников сетевого маркетинга должен включать в бизнес новых участников. Так образовывается разветвленная сеть распространителей. Компания-производитель товара поощряет разрастание сети, предоставляет дополнительные скидки и бонусы за повышение объема продаж.


Главное отличие сетевого маркетинга от различного рода денежных «пирамид» заключается в том, что он является методом продажи именно потребительских товаров. Организаторы пирамид зарабатывают за счет денежных взносов новых участников, чего нет в сетевом маркетинге.

В сетевом маркетинге сеть выстраивается с целью продажи товаров. Компания-производитель имеет доход исключительно от продаж своей продукции. Участники сети также получают доходы от продажи товаров при помощи людей, которые обучились этому виду бизнеса благодаря им.

Зародился сетевой маркетинг, как вид бизнеса, в США в 1945 году. Двое американских предпринимателей стали дистрибьюторами (торговыми посредниками) компании Nutrilite Products, заложив в основу своего бизнеса принципы сетевого маркетинга. Расцвет данной отрасли пришелся на 80-90-е годы прошлого столетия. К середине 90-х годов подобные компании предлагали покупателям разнообразные товары и услуги — от белья, косметики и предметов искусства до электробытовых приборов, автомобильных шин и услуг междугородной телефонной связи.

В настоящее время в системе сетевого маркетинга активно работают некоторые корпорации, занимающиеся распространением косметики: AVON, Oriflame, Faberlic; биологически активных добавок к пище: «Тяньши», «Сибирское здоровье» и др.