Выделяют три этапа в истории орфографии. Первый из них характеризуется отсутствием каких-либо единых правил. Второй период для Европы приходится на XVI-XIX вв. В это время осуществляется первичное закрепление норм и правил, что было связано с приведением литературного языка в порядок. Одна из главных ролей в этом процессе принадлежит книгопечатанию. Ведь для того чтобы слова были поняты каждым, они должны в различных изданиях быть написаны одинаково. Далее появлялись словари (а также грамматики), которые оказывали свое влияние.

Во время третьего периода осуществляется реформирование существующих правил. Необходимость в изменениях и усовершенствованиях была связана с появлением обязательного обучения. Естественно, что различия в правилах орфографии представляли собой определенные проблемы. Реформы были осуществлены для целого ряда языков в XX в. При этом ставились конкретные цели.


Первая цель – реформирование графической составляющей языка. В частности, были удалены буквы-дубликаты, добавлены недостающие буквы и диакритические знаки. Вторая цель – изменение самих орфографических правил. Например, этимологическое и традиционное написания были заменены морфологическими, фонематическими и фонетическими.

В России первая орфографическая реформа была осуществлена в 1918 году. В ее ходе были исключены некоторые буквы из языка (например, «ять», «i»), а также изменен ряд правил. Изданные в 1956 году «Правила русской орфографии и пунктуации» являются основой современного русского языка.

Если читатель пока не смог ответить для себя на вопрос, зачем нужны правила орфографии, выделим следующие аспекты:
– базирующиеся на языковом наследии, они являются тем, что должен знать и уважать каждый гражданин своей страны;
– паузы и интонации, которые изобилуют в устной речи, на письме могут быть переданы лишь с соблюдением орфографических правил;
– некоторые слова могут слышаться одинаково, но писаться совершенно по-разному, их неправильное написание кардинально изменит смысл предложения;
– единые правила позволяют носителям языка знать его на одном уровне.