Совет 1: Как делать орфографический разбор слова

Орфографический разбор слова — письменный или устный анализ находящихся в слове орфограмм. Выполняя этот разбор, необходимо правильно записать слово, подчеркнуть место орфограммы, назвать ее и объяснить свой выбор.
Как делать орфографический разбор слова
Инструкция
1
Выпишите или прочитайте контрольное слово.
2
Раскройте скобки или вставьте пропущенные буквы.
3
Русское правописание подчиняется строгой системе и опирается на три основных орфографических принципа: морфемный; чередование гласных и согласных; традиционный или исторический принцип орфографии, который регулируется словарями.
4
Подчеркните в слове орфограмму. Выясните и обозначьте фонемы в слабой позиции. Для гласных — это безударные; для согласных — глухие/звонкие, непроизносимые, непарные по твердости/мягкости.
5
Выясните, в какой части слова находится орфограмма, и выделите эту морфему графически.
6
Подберите проверочное слово (в котором звук будет стоять в сильной позиции) или идентичное по структуре (с такой же грамматической формой, имеющее в составе ту же морфему). Например: «подбежать» — «подписать»; «книжный» — «книжка»; «кладовщик» — «мороженщик». Назовите проверочное слово и приведите примеры на данную орфограмму.
7
Назовите орфограмму и все ее признаки: место в слове, условия появления, возможность или невозможность подбора проверочного слова. Соотнесите орфограмму с соответствующим правилом и приведите его.
8
Например:

«Разв…вать», «н…винка», «р…ка».
«Развивать», «новинка», «река» — слова с безударной гласной в корне слова. Чтобы не ошибиться в ее написании, необходимо изменить слова или подобрать к ним такие проверочные однокоренные слова, в которых проверяемые гласные будут под ударением: «развивать» — «развитие»; «новинка» — «новый», «река» — «реки».

«Сер…це», «зу…», «про...ьба».
«Сердце», «зуб», «просьба» — слова с проверяемыми согласными в корне слова. Чтобы правильно написать слова с этой гласная или согласные: «в», «л», «м», «н», «р». «Сердце» - «сердечный», «зуб» — «зубы», «просьба» — «просить».
Источники:
  • Орфографический разбор слова.
  • орфографический анализ слов

Совет 2 : Что такое орфографический разбор

«Орфография» - слово греческого происхождения. Образовано от греческих orthos — правильный и grapho — пишу. Соответственно, переводится, как правописание (свод правил). Орфографический разбор - метод установления правильного написания того или иного слова и обоснование этого написания, через подтверждение соответствующим правилом.
Что такое орфографический разбор

В ходе обучения ученики должны уметь выполнять различные виды разборов: фонетический (в тексте упражнения обозначается цифрой 1), разбор слова по составу или морфемный (2), морфологический (3), синтаксический (4), лексический (5), орфографический (6) и пунктуационный (7).

Орфографический разбор является одним из наиболее часто встречающихся в различных учебных пособиях по русскому языку. Выполнение этого разбора помогает школьникам лучше разобраться в орфографических правилах русского языка и, соответственно, допускать меньше ошибок.

Ученик быстрее запоминает не только сами правила и конкретные случаи написания того или иного слова, но и слова-исключения из правил. Данный вид работы часто используется, как дополнительное задание к диктанту или домашней работе.

Школьникам может быть предложено выполнить орфографический разбор слова и проверить написание какой-либо из значимых частей слова (приставки, корня, суффикса или окончания), определить слитное, раздельное или дефисное написание слов и т.д.

Орфографический разбор может выполняться, как письменно, так и устно. Рассмотрим пример письменного разбора. Выпишите правильно слово (раскройте скобки или добавьте недостающую букву), подчеркните орфограмму, назовите ее (или запишите). Если того требует задание, укажите одно или несколько проверочных слов.

Пример орфографического разбора слова:

Засуше...ый кусок хлеба лежал на тарелке.
ЗасушеННый - суффикс причастия. Удвоенная «н» употребляется в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, когда слово образовано от глагола совершенного вида (отвечающего на вопрос «что сде­лать?»— засушить): поглаженный, разбуженный.

Видео по теме
Источники:
  • пример орфографического разбора
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500