Задачи словообразовательного разбора слова



Цель словообразовательного разбора слова заключается в том, чтобы узнать, с помощью каких средств и способов слово было образовано и какие языковые процессы сопровождали образование слова. Чтобы правильно выполнить словообразовательный разбор, необходимо уметь отличать изменяемые слова от неизменяемых и, если слово относится к изменяемым, находить начальную форму этого слова. Также школьник должен понимать, как определить основу слова, уметь найти парное слово, т.е. максимально схожее по форме, уметь правильно выделить части слова (суффиксы, приставку, корень и т.д.) В результате правильно произведенного словообразовательного разбора можно сделать вывод о том, как было сформировано анализируемое слово.

Этапы словообразовательного разбора слова



Словообразовательный разбор проводится в несколько этапов. Для начала необходимо найти начальную форму слова. Для существительных это форма единственного числа в именительном падеже, для прилагательных - единственного числа, мужского рода, для количественных числительных - форма именительного падежа (десять, пятьсот), а для порядковых числительных - форма единственного числа, мужского рода и именительного падежа (десятый, пятисотый). Начальной формой глагола, также как и причастий и деепричастий, является его начальная форма, т.е. инфинитив.


Следующим этапом необходимо найти самое близкое по форме и значению слово к анализируемому слову, затем объяснить значение слова и выделить исследуемую и производящую основы.

Далее необходимо определить, с помощью каких словообразовательных средств слово было образовано. Это делается в случае, если у исследуемого слова есть суффикс и/или приставка. Обозначаем способ словообразования: аффиксальный, приставочный, суффиксальный, постфиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный или неаффиксальный (сокращение или сложение).

В конце словообразовательного разбора необходимо указать процессы, участвующие в словообразовании, если имеются: чередование гласных и согласных, усечение производящей основы, интерфиксация.

Полученные результаты можно проверить с помощью словообразовательного словаря русского языка.