В ходе обучения ученики должны уметь выполнять различные виды разборов: фонетический (в тексте упражнения обозначается цифрой 1), разбор слова по составу или морфемный (2), морфологический (3), синтаксический (4), лексический (5), орфографический (6) и пунктуационный (7).

Орфографический разбор является одним из наиболее часто встречающихся в различных учебных пособиях по русскому языку. Выполнение этого разбора помогает школьникам лучше разобраться в орфографических правилах русского языка и, соответственно, допускать меньше ошибок.


Ученик быстрее запоминает не только сами правила и конкретные случаи написания того или иного слова, но и слова-исключения из правил. Данный вид работы часто используется, как дополнительное задание к диктанту или домашней работе.

Школьникам может быть предложено выполнить орфографический разбор слова и проверить написание какой-либо из значимых частей слова (приставки, корня, суффикса или окончания), определить слитное, раздельное или дефисное написание слов и т.д.

Орфографический разбор может выполняться, как письменно, так и устно. Рассмотрим пример письменного разбора. Выпишите правильно слово (раскройте скобки или добавьте недостающую букву), подчеркните орфограмму, назовите ее (или запишите). Если того требует задание, укажите одно или несколько проверочных слов.

Пример орфографического разбора слова:

Засуше...ый кусок хлеба лежал на тарелке.
ЗасушеННый - суффикс причастия. Удвоенная «н» употребляется в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, когда слово образовано от глагола совершенного вида (отвечающего на вопрос «что сде­лать?»— засушить): поглаженный, разбуженный.