Совет 1: Как делать пунктуационный разбор

Пунктуация (от лат. punctum – точка) – это раздел русского языка, изучающий правила постановки знаков препинания. Указывая на членение речи, эти знаки вместе с тем служат средством выявления различных смысловых оттенков отдельных частей письменного текста. Чтобы выполнить пунктуационный разбор предложения, необходимо объяснить каждый случай постановки или отсутствия знаков препинания в соответствии с существующими современными нормами их выбора.
Инструкция
1
Определите, какие виды знаков препинания встречаются в анализируемом предложении. Традиционно их группируют как выделяющие и отделяющие знаки.Первая группа знаков (выделяющие) служит для указания на границы синтаксической конструкции, вводящейся в предложение для пояснения его членов. Также она может использоваться для смыслового выделения какой-либо части синтаксической единицы и для ограничения конструкций, грамматически не связанных с другими членами (например, обращения, вводные слова). К этой группе относят парные знаки: две запятые, скобки, кавычки, два тире.Вторая группа знаков служит для разграничения независимых предложений, либо простых предложений в составе сложного, либо однородных членов. Знаки конца предложения также относятся к этой группе. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, многоточие и точка с запятой составляют группу отделяющих знаков.
2
Начинайте пунктуационный разбор с объяснения выбора знака препинания в конце предложения. Для этого определите, каким является предложение по цели высказывания. Если оно содержит законченное сообщение, то это повествовательное предложение, вопрос – вопросительное, побуждение к действию (просьбу или приказ) – побудительное. Кроме того, учитывайте эмоциональный характер предложения. При наличии восклицательной интонации в конце ставится восклицательный знак, при обозначении перерыва в речи или недосказанности – многоточие.
3
Установите, какая синтаксическая конструкция анализируется, простая или сложная. В сложном предложении «посчитайте» количество частей и определите вид связи между ними: подчинительная, сочинительная или бессоюзная. Таким образом объясните выбор знаков отделения.
4
Определите, какую функцию выполняют знаки, встречающиеся внутри простого предложения или каждой синтаксической единицы в составе сложного. Для этого выясните, какие конструкции используются автором для передачи дополнительных смысловых оттенков. Таким образом объясните выбор выделяющих знаков (для обособленных членов предложения) и отделяющих (например, для рядов однородных членов).

Совет 2: Как выполнить синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения лежит в основе практической работы над текстом. Данный вид разбора из года в год вызывает массу трудностей у школьников. А между тем, значительная часть заданий в ЕГЭ и ГИА так или иначе связана с синтаксическим разбором.
Инструкция
1
Выпишите из текста предложение, которое необходимо разобрать. Например,
«Фигуристка закончила показательное выступление, и зрители дружно зааплодировали».
2
Найдите главные члены предложения: субъект действия (подлежащее) и само действие (сказуемое). Помните, что если подлежащее выражено существительным, то данное существительное может стоять только в именительном падеже.
3
В данном предложении подлежащими являются существительные «фигуристка» и «зрители». Подчеркните их одной чертой и подпишите вверху над словами, какую функцию в предложении они выполняют (подлежащее).
4
Далее задайте вопрос от подлежащего «фигуристка что сделала?» - закончила, «зрители что сделали?» - зааплодировали. «Закончила» и «зааплодировали» - это сказуемые. Подчеркните их двумя чертами и подпишите их.
5
Теперь задайте вопрос от сказуемого к другим членам предложения. «Закончила что?» - выступление. Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей – дополнение. В данном случае существительное «выступление» выступает в роли дополнения. Подчеркните его пунктирной линией и напишите над словом его синтаксическую функцию.
6
От дополнения задайте вопрос «выступление какое?» - показательное. Данное прилагательное выступает здесь в роли определения. Подчеркните слово «показательное» волнистой линией.
7
Аналогичным образом разберите второе простое предложение, входящее в состав сложного. Задайте вопрос от сказуемого «зааплодировали как?» - дружно. Члены предложения, отвечающие на вопрос «как?», «когда?», «каким образом?», «по какой причине?» и т.д. являются обстоятельствами. Наречие «дружно» в данном случае является обстоятельством. Подчеркните его пунктирной линией, чередуя тире с точкой.
8
Теперь приступайте к характеристике предложения по цели высказывания. Ориентируйтесь по знаку препинания. Если предложение заканчивается точкой, то оно, как в данном случае, будет повествовательным.
9
Далее выясните, является ли предложение восклицательным или невосклицательным. Опирайтесь на знак препинания и интонацию.
10
Взгляните на разбор и посчитайте количество грамматических основ. Если основа одна – предложение простое, если две и более – сложное.
11
В случае наличия нескольких основ определите характер связи между ними. Связаны ли они между собой по смыслу (сложносочиненные) или одно зависит от другого (сложноподчиненные).
Видео по теме
Полезный совет
Делайте пунктуационный разбор предложения по образцу.

Я глядел и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. (И.С. Тургенев).

В конце предложения ставится точка, т.к. это предложение содержит законченное сообщение и является по цели высказывания повествовательным, по интонации – невосклицательным.

Это сложное предложение, которое состоит из трех простых. Между первым и вторым – бессоюзная связь, между вторым и третьим – подчинительная. Точка с запятой при бессоюзной связи ставится, т.к. второе и третье предложения представляют собой единое смысловое целое. Запятая ставится для отделения придаточного определительного предложения от главного.

Внутри второго предложения есть отделяющий знак – запятая, которая употребляется при перечислении однородных подлежащих. Также встречается конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, – вводное слово, выделяющееся парными знаками – двумя запятыми.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше