Совет 1: Почему в России нефть дешевеет, а бензин дорожает

Некоторые граждане РФ искренне не понимают, почему мировые цены на нефть стремительно падают, а бензин на АЗС становится дороже. По мнению обывателя, если нефть на биржах стала стоить в три — четыре раза дешевле, то и литр топлива также обязан упасть в цене. Однако все не так просто, как кажется.
Почему в России нефть дешевеет, а бензин дорожает

Для того чтобы найти ответ на вопрос: «Почему нефть на мировых рынках дешевеет, а цена на бензин в России все равно растет», необходимо хоть немного разбираться в глобальных экономических процессах. Откуда берется цена на нефть и как устроен сложнейший и порой совершенно непредсказуемый рынок энергоносителей.

Эталонной считается нефть марки BRENT. Именно от цены на бочку нефти этой марки и отталкиваются крупные игроки на рынках энергоносителей, нефтяные компании и государства-экспортеры.

Цена на нефть складывается из множества факторов. Большое влияние на ее стоимость оказывает глобальная политическая обстановка. Сегодня политическую ситуацию в мире очень сложно назвать стабильной, соответственно цена на нефть марки BRENT каждый день сильно меняется. Если проследить за движением нефтяных котировок, то можно долго удивляться: как за сутки нефть может подешеветь почти на 10%. Отсюда возникает закономерный вопрос: с каждым годом запасов нефти становится все меньше, добывать ее становится все труднее, а цена на нее все равно неуклонно ползет вниз. Получается, что цена на этот актив формируется не из рыночных реалий, а под воздействием крупных игроков на бирже.

Компании, занимающиеся добычей нефти, терпят колоссальные убытки, казалось бы, простое решение: просто сократить добычу нефти, создать дефицит. Однако ОПЕК (международная организация стран-экспортеров нефти) отказывается сократить добычу. Экспортеры нефти не желают терять покупателей и снижать объемы прибыли, поэтому им приходиться наращивать темпы добычи. Разумеется, это негативно сказывается на цене черного золота. Если проследить за действиями ОПЕК в прошлом, когда решения о сокращении добычи нефти принимались значительно чаще и не при таком катастрофическом падении цен, то становится понятно, что главную роль все же играет санкционная политика, направленная конкретно против России.

Если вспомнить 80-е годы прошлого века, когда за несколько лет перед распадом СССР, цены на нефть также стремительно неслись вниз, то становится понятно, что история повторяется. Против России вновь объявлена экономическая война, а основным орудием в этой борьбе снова избрана нефть.

Почему дорожает бензин в России

Нефть торгуется за доллары США. Это эталон. Цена на бензин складывается из расчета стоимости доллара по отношению к рублю. Если произвести нехитрые расчеты, то можно заметить, что в долларовом эквиваленте цена на бензин снизилась практически на столько, насколько и снизилась цена нефти.

Большую роль в формировании цен на бензин в РФ также играет монополизация рынка энергоресурсов.

Этот процесс был запущен в 2005 году. Компании «Газпром» и «Роснефть» выкупили доли западных корпораций, потом тот же «Газпром» приобрел «Сибнефть», а «Роснефть» — компанию ТНК-ВР.

Для совершения этих крупных сделок, компаниям-монополистам необходимо брать займы, а на кого обычно ложится бремя долгов? Правильно, на потребителей. Вот и приезжают люди на заправки, недоумевая, почему цена на бензин все время стремится вверх, несмотря на общее мировое ее стремительное падение.

Что можно сделать

Ситуация в мире непростая, но от этого не становится легче простому потребителю, который уже устал от постоянного повышения цен, ведь понятно, что из стоимости бензина складывается окончательная цена на практически все товары.

В России сложилась такая ситуация, что бремя всех расходов несут простые люди. Государство не вводит внутренние цены на бензин, которые были бы значительно дешевле.

Сторонники введения внутренних цен на бензин часто приводят в пример страны, где для внутренних пользователей цены на бензин просто смешные, например, в Венесуэле, Иране, Саудовской Аравии заправить полный бак стоит сущие копейки. Низкая цена на бензин поддерживается государством.

Чтобы снизить цены на бензин, необходимо прямое участие в этом процессе государства. Однако одномоментно заморозить цены на топливо во всей России очень трудно практически нереально на сегодняшний день. Для этого нужно было бы значительно сократить налог на горючее, а он составляет 55% от розничной стоимости бензина. Соответственно поступления в государственный бюджет значительно бы сократились.

Смутно верится, что в ближайшее время ситуация изменится и цены на бензин в России начнут падать. Бензин в РФ все время дорожает или держится на одном уровне, вне зависимости от мировых цен на нефть. 

Видео по теме

Совет 2: Почему нефть дешевеет

Значительный сегмент современной российской экономики - это добыча, переработка и продажа нефти и нефтепродуктов. Поэтому благополучие многих граждан непосредственно зависит от цен на нефть на мировом рынке. Эти цены постоянно меняются. Какие же причины существуют, например, для их снижения?
Почему нефть дешевеет
Для того чтобы понять причину изменения цен на нефть, нужно разобраться в самой политике ценообразования в этой области. В мире существует несколько десятков стран - крупнейших экспортеров нефти. Двенадцать из них входят в ОПЕК - организацию стран-экспортеров нефти. Среди них крупнейший добытчик углеводородов в мире - Саудовская Аравия, а также Венесуэла, Ирак, Иран, Катар, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты и другие государства. Эта организация была создана по принципу картеля, а ее цель - защита интересов государств-экспортеров. Защита выражается в том числе в установлении квот на добычу нефти. Что дает возможность держать цены на приемлемом для государств уровне и не допускать перепроизводства. Из предыдущего объяснения можно вывести первую причину снижения цен - повышение квот на добычу нефти странами ОПЕК. Такое решение может быть вызвано как потребностями рынка, так и политическими целями государств - членов картеля.Но ценообразование в области продажи углеводородов усложняется тем, что далеко не все страны-экспортеры входят в ОПЕК. Например, Россия, а также ряд стран Африки и Латинской Америки формируют ценовую политику по данному сегменту рынка самостоятельно. И резкое увеличение добычи нефти с их стороны также может снизить мировые цены.Еще одной причиной снижения цен на нефть может стать внутриполитическая нестабильность в странах-экспортерах. Например, дестабилизация политической ситуации, война или революция в крупном добывающем государстве скорее всего приведут к росту цен на углеводороды, а решение этой проблемы - к их стабилизации и снижению.Также важный фактор, влияющий на ценообразование на рынке топлива - это состояние глобальной экономики. Пример действия подобного фактора можно было наблюдать в 2008 году. Из-за роста мировой экономики, а также войны на территории крупного экспортера - Ирака, цены выросли до рекордных значений в 140 долларов за баррель. Но после перехода ипотечного кризиса в США на мировой уровень начался экономический спад, результатом которого стало снижение потребления нефти за счет производственных мощностей. Возник классический кризис перепроизводства, и цены на нефть упали.Таким образом, можно сделать вывод, что снижение цен на нефть вызывают экономические или политические причины, а чаще всего - их сочетание.
Видео по теме

Совет 3: Почему растёт цена на нефть

После экономического потрясения осенью 2008 года цена на нефть стабильно и неуклонно растет. Существует несколько основных причин данного явления, которые были выявлены специалистами.
Почему растёт цена на нефть
Во-первых, такому положению дел способствует постепенный выход мировой экономики из рецессии. Естественно, что для многих заводов и предприятий нужно большее количество нефтепродуктов для восстановления докризисного уровня. Также этому способствует крайне напряженная ситуация на Ближнем Востоке, который постоянно находится на гране войны, а для обеспечения армии тоже нужно топливо. Повышение спроса провоцирует рост цен на нефть. Во-вторых, цена повышается из-за общего напряженного положения в арабских странах Востока. Здесь в этот процесс уже включается политическая составляющая. То есть, государства сами регулируют цены на нефть так, чтобы учитывались только их интересы, но никак не всего мира и тех стран, куда экспортируется «черное золото». Многие аналитики считают что по этой причине цена на нефть будет продолжать расти.В-третьих, рынок нефти очень бурно реагирует на новостные сообщения. Даже одно резкое заявление может просто обрушить котировки на 10%. При этом, во многом паника просто надуманная, даже учитывая ситуацию в Ливии в 2011 году. Но те, кто ее разжигают, четко осознают последствия, которые выражаются в неминуемом росте цен на «черное золото».В-четвертых, финансовые спекуляции также влияют на подорожание нефти. Валюты теряют цену, и, как следствие, инвесторы предпочитают делать вложения в сектор энергетики. Далее происходит рост спроса на фьючерсы, что ведет снова к повышению цены на нефть и нефтепродукты. В-пятых, мировые запасы нефти постепенно подходят к концу. Об этом мало говорят прогнозисты или профессиональные экономисты, но это уже невозможно скрыть. Все время повышающийся рост спроса приводит к увеличению добычи нефтепродуктов. Это очень негативно сказывается на мировых запасах, которые уже не в состоянии обеспечить растущее потребление. Все это вызывает неминуемый рост цен.
Источники:
  • Почему растет цена на нефть в 2018

Совет 4: Почему дорожает золото

С давних времен, золото применяется в качестве универсального мерила стоимости и богатства. С течением времени отношение к драгоценному металлу несколько изменилось, однако он по-прежнему остается в цене.
Почему дорожает золото

Понять причины роста стоимости золота можно с помощью условного разграничения по основным отраслям его применения. На бытовом уровне, оно воспринимается под видом ювелирных украшений, состоящих из благородного металла, в финансовой сфере – инвестиционный инструмент, в промышленности – расходный материал для изготовления приборов различного назначения.

Рост цен на ювелирные украшения экономисты и финансисты связывают с:

• увеличением стоимости сырья;
• политикой производителей и их реакцией на подъем уровня спроса;
• покупательской активностью, которая возникла вследствие высвобождения некоторой части средств.

Период массового спроса на ювелирные украшения – ежегодно, с декабря по март. В это время некоторые магазины проводят многочисленные акции, направленные на получение максимальной прибыли от продаж. Но и цены при этом они не забывают корректировать, ведь предпраздничные сезоны – время снятия сливок в торговле ювелирными украшениями.

Увеличение стоимости инвестиционного золота взаимосвязано с текущей ситуацией на мировом рынке. В силу волатильности и отсутствия четких условий, обеспечивающих незамедлительный рост, предсказать поведение цен в будущем периоде довольно сложно. Возникновение неоднозначной ситуации на рынке может спровоцировать как восходящий, так и нисходящий тренд. Во всяком случае, ожидать колебания следует при:

• снижении стоимости доллара и других значимых валют;
• наступлении кризисной для экономики ситуации;
• политической нестабильности.

Покупка золота может быть своеобразной защитной реакцией, ведь его ценность неоспорима. Недвижимость и земля в долгосрочном периоде только теряют в цене, а вот золото – растет.

Ну, а увеличение цен на промышленное золото объясняется простым ростом стоимости его добычи и обработки, что на фоне истощения мировых запасов благородного металла считается простой закономерностью.

Совет 5: Почему "дешевеет" рубль

Весной 2012 года наметилась тенденция к удешевлению российского рубля по отношению к основным валютам. Это заставляет аналитиков серьезно пересмотреть свои долгосрочные прогнозы и скорректировать ожидания относительно российских финансовых рынков. Рядовых россиян, обычно далеких от глобальной экономики, также интересуют причины, которые вызвали ослабление российской валюты.
Почему "дешевеет" рубль

В мае 2012 года российский рубль существенно ослаб относительно американской и единой европейской валют. Эту тенденцию аналитики связывают с обострением долгового кризиса в ряде европейских государств. Кризис привел к укреплению доллара США и к последовавшему за этим падению цен на нефть. Правительство России приняло ряд мер по стабилизации национальной валюты, после чего падение рубля замедлилось.

В последней декаде июня 2012 года рубль вновь продолжил свое падение, теряя свои позиции на негативном внешнем фоне. С 23 июня официальный курс доллара вырос более чем на 60 копеек. Эксперт «Промсвязьбанка» Олег Шагов назвал причиной очередного падения курса рубля резкое снижение цен на нефть марки Brent. Он не исключил дальнейшего падения нефтяных котировок.

Цены на нефть пошатнулись в связи с информацией об увеличении в Соединенных Штатах запасов сырой нефти, о чем сообщило Министерство энергетики США. Ранее эксперты в нефтяной отрасли прогнозировали сокращение запасов нефтепродуктов, однако по итогам отчетного периода они увеличились почти на 3 млн баррелей. Рост нефтяных запасов, в свою очередь, вызван стремлением США увеличить импорт углеводородов. Усугубило ситуацию также решение Федеральной резервной системы США отложить радикальные меры по стимулированию роста американской экономики.

По мнению главы Министерства экономического развития России Андрея Белоусова, текущие колебания курса рубля являются приемлемыми и не требуют принятия экстраординарных мер со стороны правительства. Курс рубля, подчеркнул министр на Петербургском международном экономическом форуме, находится в пределах установленного коридора, а действия ЦБ РФ на финансовых рынках в начале июня значительно стабилизировали ситуацию. Константин Сонин, профессор Российской экономической школы, в интервью радио «Эхо Москвы» выразил уверенность в том, что действия ЦБ РФ, позволяющие рублю колебаться в определенных пределах, защищают реальный сектор российской экономики.

Почему курс доллара растет
Связанная статья
Почему курс доллара растет

Совет 6: Сколько нефти осталось в запасах России

Россия обладает значительными запасами полезных ископаемых, многие из которых идут на экспорт и приносят солидный доход в государственный бюджет. Особенно ценный ресурс – нефть, добыча которой из года в год растет. Многих в этой связи интересует, каковы запасы российской нефти. Хватит ли их для того, чтобы обеспечить потребности страны в этом углеводородном сырье на следующие десятилетия?
Сколько нефти осталось в запасах России

Сколько нефти в России

Экономическая статистика гласит, что нефти в России из года в год добывается все больше и больше. Нередко можно встретить прогнозы специалистов, которые предупреждают, что при сохранении наблюдаемых сегодня темпов добычи нефти ее хватит лишь на два ближайших десятка лет. Насколько эти выкладки соответствуют действительности?

Те, кто утверждает, что запасы нефти скоро иссякнут, исходят из того, что на сегодняшний день основные месторождения углеводородного сырья уже разведаны. Однако никто не может исключить, что в ближайшем будущем мировые потребности в нефти снизятся или найдутся другие способы разработки тех нефтяных месторождений, которые сегодня считаются нерентабельными.
Некоторые исследователи считают, что нефтяные запасы России составляют не менее 60 млрд баррелей, то есть почти 13% разведанных мировых запасов.

Что говорят официальные источники самой России? В июле 2013 годы правительство РФ обнародовало часть ранее закрытых данных относительно запасов нефти в стране, что могло бы сделать Россию привлекательнее в глазах инвесторов. Выяснилось, что на начало января 2012 года эти запасы составили около 18 млрд тонн (112 млрд баррелей) для нефти категории АВС1, а также примерно 11 млрд тонн (почти 69 млрд баррелей) для нефти категории С2. По известным запасам нефти и ее добыче Россия остается в числе лидеров, прочно занимая третье место в мире и уступая лишь Венесуэле и Саудовской Аравии.

В перспективе – открытие и разработка новых месторождений

Следует учитывать, что в аналитические обзоры обычно включают лишь доказанные запасы нефти, которые прошли соответствующий международный аудит. Между тем специалисты в области добычи углеводородов знают, что далеко не все возможные районы расположения месторождений исследованы и поставлены на учет.

Разумеется, не следует сбрасывать со счетов, что неразведанные пока месторождения могут располагаться в труднодоступных местах, где добыть нефть будет очень нелегко. Фактически ни один специалист не может достоверно определить, скольким новым месторождениям суждено быть открытыми в будущем.
В настоящее время практически не исследованы Арктический и Сахалинский шельфы, где ожидается открытие существенных запасов нефти.

Международные эксперты в целом соглашаются, что по своим потенциальным нефтяным запасам Россия уступает лишь Венесуэле и отдельным государствам Ближнего Востока, хотя и не слишком доверяют официальной российской статистике, считая приводимые правительством показатели завышенными. И все же к оценкам представителей международных нефтяных концернов следует относиться осторожно, поскольку не исключено, что своими прогнозами заинтересованные эксперты стараются повлиять на рынок столь ценного сырья.
Видео по теме

Совет 7: Почему падает цена на нефть

Цены на нефть имеют важное значение для российской экономики, так как доходы от продажи нефтересурсов являются системообразующими для формирования бюджета.
Почему падает цена на нефть
Как и в случае с любым рыночным товаром, цена нефти зависит от мирового баланса спроса и предложения. На практике на нефтяные котировки оказывает влияние комплекс факторов, среди них можно выделить группу политических, экономических, социальных и технологических факторов. Нельзя исключать и влияние спекуляций на динамику цен. Однако в последнее время многие правительства ужесточили контроль над такими операциями и практически свели их на нет.

Факторы, определяющие цены на нефть

В течение 2013 г. рост цен на нефть замедлился на фоне активной динамики, наблюдаемой в последние годы. В первые месяцы 2014 г. стоимость нефти остается достаточно нестабильной, при этом она имеет общую тенденцию к сокращению.
Цена нефтяной корзины ОПЕК сегодня составляет 105.46 долл./барр., тогда как в 2008 г. она стоила 140.73 долл./барр.

В числе ключевых факторов, которые в настоящее время негативно влияют на стоимость нефти, можно отметить следующие:

Нестабильная ситуация в мировой экономике приводит к падению спроса не нефть. Несмотря на кризисное положение в США и Европе, эти страны демонстрировали относительно стабильное потребление энергоресурсов.

Однако основной прирост спроса до 2008 г. приходился на развивающиеся страны. В частности, Китай, Индию, Бразилию, Латинскую Америку. Сегодня эти страны характеризуются экономически нестабильным положением, а также налогово-бюджетными проблемами. Это приводит к уменьшению (или стагнации) потребления энергоресурсов в них.

Постепенный выход из кризиса американской экономики влечет за собой укрепление курса доллара. Это также сдерживает стоимость энергоресурсов.

Дисбаланс спроса и предложения на рынке, опережающий рост производства. Определяющий вклад в рост производства принадлежит Ирану и Ливии. За январь 2014 г. добыча «черного золота» в странах ОПЕК увеличилась до 29.9 млн барр.

Увеличение запасов нетрадиционных энергоресурсов (например, сланцевого газа и нефтеносных песков).

При этом, поддерживающее влияние на стоимость нефти оказывает высокая нефтяная нагрузка на лидирующие экономики, а также позитивная статистика промышленного производства в США, ЕС и Китае. Благоприятно на уровне цен на нефть сказалась холодная погода в США и Европе, которая привела к росту спроса на энергоресурсы.

Прогнозы цен на нефть

Всемирный банк сделал негативные прогнозы относительно стоимости всех энергоресурсов, в том числе нефти на 2014г.
По прогнозам Всемирного банка, цена нефти покажет в 2014 г. отрицательную динамику в размере 1% и достигнет отметки 103.5 долл./баррель.
Отрицательные прогнозы обусловлены падением потребления нефти в Китае, Индии, а также в Мексиканском заливе. При этом, мировой спрос будет расти, но более медленными темпами, чем производство. Предполагается, что в 2016 г. стоимость нефти упадет ниже отметки 100 долл./барр.
Видео по теме
Как спровоцировать глобальный экономический кризис в одиночку: Стив Перкинс
Связанная статья
Совет полезен?
Поиск
Комментарии 3
написал
Спасибо за статью)
написалa
Вам спасибо за комментарий)
написалa
Интересная статья)
Осталось символов: 500