Люди по-разному воспринимают цвета, и называют их тоже неодинаково. До 20-х годов прошлого столетия никаких цветовых карт не было. Существовали понятия «палитра» и «цветовая гамма». Названия цветов и употреблявшихся в искусстве и промышленности красок от разных производителей более или менее совпадали, но все же абсолютно точного представления об оттенках не давали. Стандартизация была не важна не столько для художников, которые нередко сами делают краски для работы, сколько для предпринимателей, изготавливающих ткани, строительные материалы, мебель и другие товары.

Цветовые стандарты были разработаны в 1927 году в Германии. Об этом попросили представители лаков и красок. Разработкой занимался Институт Гарантий Качества и Сертификации, он и разработал эталонные образцы. Каталог получил название RAL. Им пользуются и по сей день, поскольку он оказался чрезвычайно удобным. Все цвета сгруппированы по диапазонам. Каждому оттенку присвоен однозначный индекс и четырехзначный номер. Каталог является глобальной цветовой картой — он включает более двух тысяч оттенков. Узнать диапазон можно по первой цифре в номере. Номера с 1 по 6 соответствуют вариантам основных цветов спектра, начиная от желтого и заканчивая зеленым. Цифры 7 и 8 соответствуют серым и коричневым тонам, а 9 — светлым и темным.


В конце 70-х годов появился еще один каталог, который очень быстро развивается. Он был разработан в Скандинавии и получил название NCS Его основа — цвета, которые не могут быть составлены из других, то есть белый, голубой, зеленый, желтый, красный и черный. Остальные цвета представлены как сочетания основных. Эталоны цвета представлены в каталогах, которые издаются регулярно. Как и RAL, NCS существует и в электронном виде.

Однако даже эталонные таблицы не могут обеспечить точной цветопередачи. Нередки ситуации, когда человек покупает краску, которую ему смешали тут же в магазине, и начинает ремонт. Но выясняется, что краски не хватает, покупатель снова отправляется в тот же магазин и просит еще раз смешать те же цвета. «На глазок» даже самому внимательному продавцу вряд ли удастся это сделать. А вот по стандартным цифровым кодам машина это сделает точно.

Свои цветовые карты есть у производителей различных товаров. По ним потенциальный покупатель может получить представление о цветовой гамме той или иной продукции. Строятся эти карты по тому же принципу, что и глобальные, каждый цвет имеет свое обозначение. Это очень удобно, в особенности если предприятие торгует по заказам. Вы можете, например, через Интернет-магазин заказать одежду или мебель нужного цвета, просто указав его цифровой код.

Свою цветовую карту можете составить и вы. Например, чтобы решить, в какие цвета окрасить стены квартиры и какой шарфик подобрать к уже имеющимся предметам одежды. Постарайтесь возможно точнее сравнить цвет предметов, которые у вас есть, с эталоном, и посмотрите, какие оттенки других цветов подойдут лучше всего.