Существует множество факторов, которые влияют на успеваемость в школе. Среди них можно выделить три основных группы причин: социальные, психологические и педагогические.

Социальные причины, ведущие к неуспеваемости



Сильное влияние на ребенка во время обучения в школе оказывает его социальное окружение. Сюда можно отнести родителей, одноклассников, дворовых друзей. Если семья не формирует ценность овладения знаниями, то, скорее всего, ребенок не будет желать учиться. Важно, чтобы родители на собственном примере показывали, что учеба важный и интересный процесс. Если большинство членов семьи учились плохо и не особо лестно отзываются о времени, проведенном в школе, то ребенок может заранее принять установку, что обучение не принесет ему удовольствия.


К неуспеваемости могут привести материальные проблемы семьи. Школьник, не обладающий основным набором принадлежностей для обучения, никогда не сможет полноценно учиться. Образ жизни также влияет на успеваемость. Асоциальные семьи, в которых отсутствуют нормы морали и нравственности, не смогут создать благоприятные условия для обучения.

Психологические причины, ведущие к неуспеваемости



На успеваемость могут влиять личностные характеристики обучающегося, особенности его психических процессов. Чаще всего младшие школьники оправдывают низкий уровень оценок, ссылаясь на плохое внимание, память. Старшие школьники, наоборот, видят основу проблем в личных качествах, таких как лень, пассивность, безволие. Недостатки в развитии познавательных процессов действительно могут привести ученика к плохим оценкам. Однако в большинстве случаев при помощи школьного психолога, такие функции как память, внимание и логическое мышление можно довести до необходимого уровня. Острее обстоит ситуация с личностными качествами учащихся. Если у ребенка отсутствует адекватная мотивация к обучению и он не проявляет никакой активности в получении знаний, то успеваемость будет заведомо низкая.

Педагогические причины, ведущие к неуспеваемости



Важным человеком в жизни большинства людей является его первый учитель. Если педагог в начальной школе не уделял достаточного внимания индивидуальной работе со школьником, то в дальнейшем вполне возможно получить отставание в развитии или низкий уровень успеваемости.

Однако педагог не всегда может влиять на личность учащегося. В настоящее время существует термин педагогическая запущенность, что означает трудновоспитуемость ребенка. При этом школьник здоров физически и психически, но он в принципе не обладает необходимыми знаниями и умениями. Изначально признаки педагогической запущенности могут встречаться в виде низкого уровня коммуникации, агрессивности. В дальнейшем это может перерасти в девиантное или делинквентное поведение.