Без инкультурации невозможно адекватное существование человека в социальной среде. Вырванный из родной культуры, человек с трудом адаптируется в обществе – всё ему кажется чужим: обычаи, неписанные законы, традиции, а иногда и этические нормы.

В наши дни повсеместной глобализации значительная часть человечества стала более гибкой к процессам инкультурации в чужую среду. Многие люди без труда переезжают из страны в страну, активно путешествуют и знакомятся с чужими культурными обычаями. И всё-таки абсолютный космополитизм – скорее исключение из правил, нежели норма. Обычно такие переезды со сравнительно лёгким вливанием в социум другой страны осуществляются в рамках общего культурного поля – например, западного (евро-американского) или исламского.


А вот переезд в страну с культурой, существенно отличающейся от родной, чревато серьёзными сложностями. Например, перемещаясь из европейского культурного поля в исламо-фундаменталисткое (скажем, специалист-европеец едет работать в Саудовскую Аравию), человек испытывает большие трудности с социализацией. Местные культурные нормы влияют на социальное поведение людей, поэтому приезжий и сам ощущает дискомфорт, и для окружающих остаётся чужаком. Разница в культурных парадигмах приводит порой даже к конфронтации с законом: например, поцелуй на улице, естественный в Европе, Америке или России, в Саудовской Аравии чреват тюремным наказанием.

Даже в рамках единого надкультурного поля (например, евро-американского) люди, выросшие в разных культурах, чувствуют дискомфорт при социализации в другом государстве. Например, россиянин, даже воспринимая себя европейцем, обычно с трудом подчиняется некоторым правилам социального поведения в США или в Германии. Скажем, россиянину трудно понять, как можно «заложить» списывающего соседа по парте или позвонить в полицию с сообщением о превышении скорости на трассе незнакомым автомобилистом. В российской культуре это считается «стукачеством», социально порицаемым поведением. А на Западе – наоборот, социально полезным деянием.

Что же говорить о прошлых веках? Раньше процессы инкультурации и социализации были более замкнутыми, поэтому чужакам было намного сложнее адаптироваться в новом социуме.

Можно предположить, что в будущем, благодаря стиранию границ между государствами, развитию интернет-связей и упрощению перемещений по планете процессы инкультурации и социализации станут всё более простыми, так как люди будут взаимодействовать в рамках единого, общечеловеческого надкультурного поля. Тем не менее, о полном стирании культурных границ пока речи не идёт; наоборот, по мере давления глобализационных процессов во многих странах растёт сопротивление этому давлению, выражающееся в усилении традиционных культурных парадигм.

Откуда же возникла разница в культруно-социальных нормах? Причин несколько, среди них исторические, религиозные и социальные.

Исторические. У каждого народа сформировалась своя культура, в которую человек вписывается с рождения, впитывая и исторически обусловленные социальные установки. Иными словами, в социализации большую роль играет национальный менталитет как часть культурно-исторического поля.

Религиозные. Не стоит думать, что в светских государствах влияние религиозной культуры на инкультурацию и, соответственно, социализацию, исчезло. Религиозное влияние на культуру намного глубже, чем кажется. Например, Америка и протестанстский пояс Европы, согласно Максу Веберу, сформировали особую капиталистическую культуру. Эта культура и, соответственно, одобряемые социальные нормы (направленные на стимулирование личного обогащения), очень отличаются не только от исламской или китайской культурной парадигмы, но и от российской или южноевропейской (католической).

Социальные. Впитанные с молоком матери культурные нормы поведения мешают аристократу социализироваться в пролетарских кругах, и наоборот.

Инкультурация и социализация начинаются с раннего возраста, поэтому человеку обычно очень сложно вписаться в чуждую культурно-социальную среду.