Под инкультурацией понимается освоение людьми норм, традиций в своей культуре. Данный процесс осуществляется при влиянии друг на друга личность и культуры – она дает человеку определенные личностные качества, в то время как человек оказывает на нее влияние.
Данный процесс возможен при ежедневном общении с людьми, принадлежащими одной культуре, у которых личность не осознанно научается стереотипам поведения, закрепленных в данном обществе. Процесс инкультурации состоит из жизнеобеспечения, личностного развития и социальных коммуникаций.

Пути развития инкультурации



У данного процесса есть несколько путей развития. Наиболее частым путем является имитация – так называемое подражание поведению других людей. С точки зрения инкультурации даже простейшая процедура, как прием пищи, или жесты несут в себе определенную ценность.


Второй путь – идентификация. Это способность, принимать поведение, установки и ценности близкого окружения. Например, дети зачастую профориентированы так же, как их родители.

В противовес позитивным механизмам, существуют также и негативные, такие как стыд и вина, подавляющие позитивные механизмы. Стыд возникает при разоблачении, в то время как для вина этого не требует. Человек с чувством вины, сам себя наказывает – его терзают мучения о совершении плохого поступка.

Инкультурация делится на две стадии – начальную и взрослую. Начальная стадия – усвоение основных компонентов культуры с рождения и до подросткового возраста. Она является важнейшим стабилизатором культуры. Начальная стадия инкультурации способствует абсолютному усвоению культуры. Однако, если процесс был прерван, то ребенок может вырасти с полностью измененным восприятием культуры.

Взрослая стадия начинается с совершеннолетия, когда индивид вступает во взрослую жизнь. На данной стадии затрагивает лишь некоторые элементы культуры, возникшие за последний промежуток времени. Это могут быть изобретения или открытия, непосредственно оказывающих влияние на культуру в целом. На этой стадии у индивида развивается способность к самостоятельному освоению культурных норм. Взрослая стадия инкультурации подразумевает осознанные эксперименты с культурой в целом. На этой стадии уделяется большое внимание профессионализации, отчего инкультурация связывается по большей части с социокультурными аспектами. На этой стадии человек проживает до самой старости. Процесс заканчивается с выходом на пенсию. В этот период для индивида основной задачей становится сохранить смысл жизни. Именно по этой причине в современном обществе весьма актуальна проблема инкультурации пожилых.