Совет 1: Как определить стиль и тип текста

Стилями речи называют разновидности языка, которые обусловлены различиями в речевых ситуациях и его основными функциями – общения, сообщения, воздействия. В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа: описание, повествование, рассуждение. Для определения стиля и типа речи следует установить сферу общения, провести анализ языковых средств, используемых в тексте, и охарактеризовать содержание литературного материала.
Вам понадобится
  • - лингвистический словарь;
  • - анализируемый текст.
Инструкция
1
Начинайте определения стиля с указания сферы применения текста и его основных функций. • Научный стиль употребляется в научных статьях, учебниках, лекциях, рецензиях и т.д. Такие тексты содержат информацию об окружающих нас явлениях и «подают» материал с научной точки зрения.• Официально-деловой стиль употребляется в сфере юридических отношений, служебных, производственных, дипломатических. Его основная функция – это информация, сообщение. Он отличается стереотипностью построения текста при написании различных документов, уставов, инструкций и т.д.• Публицистический стиль – это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические темы. В произведениях публицистики обычно ставят две цели: информирование об определенных социальных явлениях и одновременное активное воздействие на читающего или слушающего.• Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и предназначен для создания образов и эмоционально-эстетического воздействия на читателя.• Разговорный стиль – это стиль живой разговорной речи, т.е. главная его функция – обеспечение общения между носителями языка. В письменной форме он существует в художественных произведениях для передачи диалога и создания речевой характеристики героя.
2
При определении стиля текста учитывайте его языковые особенности. Научные тексты насыщены специальной лексикой, терминами, слова употребляются почти всегда в прямом значении, чтобы избежать двусмысленности их толкования. В документах официально-делового стиля много слов и сочетаний, которые называются канцеляризмами и придают текстам предписывающий характер, например: необходимо срочно подготовить, по истечении срока, обжалованию не подлежит, рассмотреть в установленном порядке и т.д. В лексике публицистического стиля много оборотов общественно-политического характера, в синтаксисе используются восклицательные и побудительные предложения. Характерным языковым приемом художественного стиля является широкое использование слов в переносном значении для создания образа и эмоционально-оценочных слов для выражения авторской позиции. В разговорном стиле в большом количестве употребляются разговорная и просторечная лексика и конструкции неполных предложений.
3
При определении типа речи рассмотрите, каким образом «подается» содержание высказывания. Если в тексте рассказывается о происходящих событиях, следующих друг за другом действиях - это повествование. В описательных текстах говорится об одновременности проявления признаков предметов, явлений или действий. Для рассуждения характерно наличие утверждения (тезис), которое следует доказать, и аргументационная база с фактическими примерами.

Совет 2: Как определить тип речи

Наша речь в зависимости от содержания и смысла, который мы хотим донести до других, имеет несколько типов. Их использование взаимодействует со стилистикой того или иного текста, а значит, задает своеобразный тон читателю или слушателю, помогает качественнее донести до него информацию. Для каждого типа речи характерны свои отличительные признаки.
Инструкция
1
Один из наиболее распространенных типов речи – повествование. Он представляет собой рассказ о том или ином событии или явлении, в котором четко соблюдена хронологическая последовательность. Текст повествовательного типа не может быть без завязки, развития действия и развязки. Чаще всего рассказ ведется от первого или третьего лица с использованием экспрессивных форм (ага! хлоп! как вылетит мне навстречу), которые передают «репортажность» события.
2
В тексте-описании упор делается на признаки предмета или лица, причем все описываемые качества или свойства проявляют себя одновременно. К примеру, говоря о маме, нельзя не упомянуть о глазах, волосах, осанке, улыбке, нежности рук, добром сердце. Текст-описание дает возможность читателю или слушателю визуализировать то, о чем говорится в тексте. Описание характерно для любого стиля речи. Часто его можно встретить в художественном произведении, где наиболее широк диапазон для воображения благодаря насыщенному использованию языковых средств.
3
Третий тип речи – рассуждение. Это разъяснение какой-либо мысли с целью доказать ее или опровергнуть. Текст-рассуждение начинается с постановки автором тезиса, затем идет аргументирование выбранной точки зрения. После него следует заключение, в котором содержится вывод. Аргументы должны быть логичными и подкреплены примерами. Текст-рассуждение изобилует вводными словами: во-первых, во-вторых, таким образом, хотя, с одной стороны, однако.
Обратите внимание
Согласно данным научно-методического журнала «Филолог», в тройку традиционных функционально-смысловых типов речи входят предписание и констатация. Предписание используется для составления директив и рекомендаций. Констатация – фиксирование предмета действительности, его достоверность.
Источники:
  • Научно-методический Интернет-журнал "Филолог"

Совет 3: Как определить тип слова

Все слова, существующие в том или ином языке, можно разделить на несколько групп. Это важно при определении как значения, так и грамматических функций слова. Отнеся его к определенному типу, вы можете видоизменять его в соответствии с правилами, даже если оно вам раньше не встречалось. Типами элементов словарного состава языка занимается лексикология.
Вам понадобится
  • - текст;
  • - словарь.
Инструкция
1
Выберите слово, тип которого вы хотите определить. Принадлежность его к той или иной части речи пока не играет роли, как и форма, и функция его в предложении. Это может быть абсолютно любое слово. Если оно не указано в задании, выпишите первое попавшееся. Определите, называет ли оно предмет, качество, действие или нет. По этому параметру все слова делятся на знаменательные, местоименные, числительные, служебные и междометные. К первому типу относятся существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Именно они обозначают названия предметов, качеств и действий. Второй тип слов, у которых есть функция называния — местоименный. Способность называть отсутствует у числительного, междометного и служебного типов. Это сравнительно небольшие группы слов, но они есть в каждом языке.
2
Определите, способно ли заданное слово выражать понятие. Эта функция есть у словарных единиц знаменательного типа, ведь именно они и формируют понятийный ряд любого языка. Однако любое число тоже относится к разряду понятий, а соответственно, числительное тоже несет в себе эту функцию. Есть она и у служебных слов, а вот у местоимений и междометий — отсутствует.
3
Рассмотрите, как будет себя вести слово, если оно окажется в предложении. Может ли оно являться членом предложения? Им может быть любое слово знаменательного типа. Но эта возможность есть и у местоимения, а также у числительного. А вот служебные слова играют вспомогательную роль, ни подлежащим, ни сказуемым, ни второстепенными членами предложения они быть не могут, как и междометия.
4
Для удобства можно составить табличку из четырех столбцов шести строк. В верхней строке назовите соответствующие столбцы «Типы слов», «Называние», «Понятие» и «Способно ли быть членом предложения». В первом левом столбце запишите названия типов слов, их всего пять. Определите, какими функциями обладает заданное слово, а каких у него нет. В соответствующих графа поставьте плюсы и минусы. Если во всех трех графах стоят плюсы, то это знаменательный тип. У местоименного плюсы будут стоять в первом и третьем столбцах, у числительных — во второй и в третьей. Служебные слова могут только выражать понятие, то есть имеют один плюс во второй графе. Напротив междометий во всех трех столбцах будут стоять минусы.
Видео по теме

Совет 4: Как определить публицистический стиль

Слово «публицистика» произошло от латинского publicus, что означает общественный. Публицистический стиль употребляется для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, на радио и телевидении.
Инструкция
1
Отличие публицистического стиля от научного, официально-делового, художественного и разговорного вытекает из его функций: информационной и воздействующей. Специфика информационной и воздействующей функций заключается в характере информации и адресате. Публицистические произведения, как правило, не описывают то или иное явление всесторонне, а выделяют те стороны жизни, которые интересны широким массам. Воздействует он при этом не только на разум, но и обязательно затрагивает эмоции и чувства адресатов.
2
Публицистический стиль характеризуется образностью, полемичностью изложения, популярностью и яркостью выразительных средств, положительной или отрицательной экспрессией.
3
В лексике этого стиля широко используются общественно-политические термины: «партия», «митинг», «демонстрация». Не редкость в нем эмоционально-оценочные слова: «новатор», «передовик», «доблестный», «вдохновляющий». Употребляются в публицистическом стиле экспрессивные словосочетания и фразеологизмы: «уверенной поступью», «плечом к плечу», «белое золото», «зеленый друг».
4
Морфологическими средствами публицистического стиля являются приставки: «анти-», «нео-», «псевдо-». И суффиксы: «-ация», «-фикация», «-ист», «-изм». Публицисты часто употребляют в текстах сложные прилагательные, такие как «массово-политический», «агитационно-пропагандистский».
5
Для синтаксиса публицистического стиля характерны риторические вопросы, для подчеркивания акцента и усиления используются повторы слов, обращения, короткие предложения, восклицания.
6
Публицистический стиль реализуется в жанрах политического трактата, доклада, памфлета, газетных и журнальных очерков, репортажа, фельетона.
Видео по теме
Обратите внимание
Главное назначение публицистического стиля — поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни.
Полезный совет
Обычная форма выражения публицистического стиля — письменный или устный монолог.
Источники:
  • Русский язык и культура. Публицистический стиль.
Обратите внимание
Как особый тип речи выделяется оценка действительности, которая выражается прилагательными, существительными, словами состояния, сочетанием слов типа «ну и!..», «что за!..» и т.п.
Источники:
  • как определить сферу общения
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше