Суть программы «500 дней»



30 августа 1990 года инициативная группа экономистов в лице С. Шаталина, Г. Явлинского, Н. Петракова, М. Задорнова и прочих создала документ, главной идеей которого было сохранение в составе Советского Союза республик в условиях мягкого вхождения в свободный рынок и предоставления им суверенитета. Он предлагал четырехэтапную программу преобразований:

1 этап. В течение первых 100 дней (с октября 1990 года) предполагалась приватизация государственной земли и недвижимости, акционирование предприятий и создание резервной банковской системы;
2 этап. В следующие 150 дней должна была произойти либерализация цен — государство постепенно отходит от контроля над ценами, при этом ликвидируется устаревший госаппарат;
3 этап. Еще 150 дней, в которые на фоне приватизации, свободного хождения товаров на рынке и либерализации цен должны произойти стабилизация рынка, наполнение госбюджета и повышение конвертируемости рубля;
4 этап. В последние 100 дней все предыдущие действия должны привести к подъему экономики, приходу эффективных собственников и полной перестройке госструктуры. К 18 февраля 1992 года эта программа должна была завершиться.


Итак, создатели программы планировали в течение 500 дней заложить основы рыночной экономики. Они понимали, что за такой короткий срок невозможно повернуть неповоротливую экономику огромной страны лицом к рынку поэтому создавали очень мягкий вариант реформ за счет государственных, а не частных ресурсов. Однако вместо этого граждане СССР испытали шоковую терапию. И причин тому было несколько.

Причины непринятия программы «500 дней»



1. Несогласованность политических и экономических действий. Не осознавая необходимость реализации срочных реформ, Верховный Совет СССР затянул обсуждение программы, в результате чего все запланированные до конца 1990 года мероприятия были отложены. Вместо того чтобы начать с финансового оздоровления, правительство провело реформу цен, в итоге переход к рынку пошел не через стабилизацию рубля, а через гиперинфляцию.

2. Разрушение союзных органов управления. Отсутствие единства в действиях РСФСР и других союзных республик привело к тому, что реализовать программу с участием всех хозяйствующих субъектов оказалось невозможно. Республики взяли курс на отделение и по сути бойкотировали проведение реформ и создание нового экономического союза, который бы стал полноценной заменой хозяйственных связей между частями СССР, не давая необходимой информации о реальном положении дел в стране. В результате экономисты не имели возможности разработать правильные стабилизационные мероприятия. Реализовать программу реформ «500 дней» можно было только при единодушном участии всех республик.

3. Упущение момента. Нарастание кризисных тенденций на фоне бездействия руководства страны подвело экономику к точке невозврата — уже сама ситуация диктовала необходимость решительных действий. Именно поэтому даже принятие программы уже не спасло бы экономику — время постепенных реформ было упущено.

Итак, парад суверенитетов, отпуск цен, сильнейшая инфляция, противостояние политических сил — все это не позволило реализовать мягкий переход от плановой к рыночной экономике и создать прочные связи между республиками. В результате потребовалась срочная реанимация экономики, которую назвали шоковой терапией. Однако часть наработок программы «500 дней» легла в основу дальнейших реформ.