Наследие отечественной системы



Пенсионная система РФ начала свое развитие после распада Советского Союза. Имея трудное наследие, обеспечение пенсионеров требовало коренных изменений. СССР использовал солидарную пенсионную систему. В ее рамках работоспособные граждане обеспечивали выплату пенсий старшим поколениям.

Данное распределение может быть эффективным при условии значительного перевеса работающей части населения над нетрудоспособными гражданами. Российские реалии диктуют обратную тенденцию – количество пенсионеров на одного работающего становится больше. Если прибавить к этому индексирование пенсий с учетом инфляции, нагрузка на пенсионный фонд будет огромной. Решать вопрос за счет дополнительных вливаний из бюджета – это латание дыр, которые будут снова образовываться. Поэтому единственный путь – проведение глубоких системных реформ.


Начало реформ: НПФ



Основная задача реформ в пенсионной сфере - перевести пенсионные выплаты в персонализированную форму. Если каждый начнет накапливать средства для собственных потребностей в будущем, дефицита пенсионного фонда удастся избежать. Трудность заключалась в том, что текущие налоговые поступления необходимо направлять на обеспечение действующих пенсионеров. Поэтому реформировать систему можно только поэтапно.

Первый этап реформы проходил в период с 1992 по 1997 годы. Основная задача первоначальных изменений была в создании альтернативы государственным пенсиям. За этот период было подготовлено правовое поле для деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые позволили россиянам создавать собственные накопления на будущее. Несмотря на кризис 1998 года, новые структуры смогли устоять под натиском неблагоприятных обстоятельств.

Второй и третий этап становления: смешанная система



Второй этап модернизации пенсионного обеспечения был реализован в начале 2000-х. Выбор системы был остановлен на смешанном типе, при котором пенсия состоит из трех составных частей – базовой, накопительной и страховой. Данные изменения дали новый толчок для более активного участия граждан в обеспечении своего будущего. Увеличение роли накопительной части позволило снять часть нагрузки с базовых выплат пенсионного фонда.

Третий этап реформ был реализован в конце 2013 года. Предыдущие нововведения не позволили устранить всех проблем, что вызвало подготовку нового комплекса законов. Основной задачей было сбалансировать поступления и выплаты пенсионного фонда, для чего были акционированы НПФ, отменены обязательные накопительные составляющие пенсии, а также увеличен страховой взнос для некоторых категорий граждан.

Развитие пенсионной системы требует дальнейших шагов. Только переход к системе, когда каждый трудящийся накапливает собственную пенсию, позволит решить базовые проблемы.