Сдерживайте эмоции


Правильная критика не допускает эмоциональности, особенно если она касается личных вопросов. Вы должны быть максимально объективны, иначе ваши слова будут восприняты как нападки, а человек, которого вы критикуется, быстро займет оборонительную позицию. Например, если вам не нравятся определенные действия человека, критикуйте его именно за них. Не говорите с ним о его поведении в общем.

Правильно выбирайте время и место


Какими бы благими намерениями вы не руководствовались, помните, что критика не должна осуществляться публичным образом. Никогда не критикуйте человека на людях. Выберите подходящее место и время, чтобы сделать это. Если вы решили поговорить с человеком, проследите за тем, чтобы у вас было достаточно времени для этого. Критика не должна ограничиваться вашим личным временем, покажите человеку, что вы настроены конструктивно и готовы с ним пообщаться.


Избегайте критики личных качеств


Прежде чем критиковать человека, подумайте, будет ли она воспринята так, как вы рассчитываете. Например, ваши благие намерения относительно внешности человека (лишний вес, одежда, прическа и т.д.) могут обидеть его. Ваши слова о том, что ее стоило бы изменить (похудеть, постричься и т.д.) могут быть восприняты негативно и даже показаться оскорбительными. Старайтесь также не критиковать личные качества человека. Делать это можно только в том случае, если он прямо спрашивает вас о том, что вы думаете о его внешнем виде, его словах, его поведении и т.д.

Будьте конкретны, но говорите слишком много


Если вы решили критиковать человека по какому-либо поводу, говорите, что вы имеете в виду. Ваши слова должны относиться к конкретным вещам, не говорите расплывчато, общими словами. Например, если вы общаетесь со своими подчиненными по поводу качества их работы, скажите, что именно вам не нравится, и какие изменения вы ожидаете. Не нужно говорить, что человек может работать лучше, что ему надо стараться и т.д. Вы останетесь не понятым, ваша критика будет неконструктивной. В то же время старайтесь не перегружать человека, особенно если у вас имеются большие претензии к нему. Попробуйте разбить беседу на несколько встреч, дайте ему время разобраться с небольшой частью ваших замечаний.

Заканчивайте на позитивной ноте


Любая критика всегда воспринимается довольно остро. Поэтому подумайте над тем, чтобы беседа с человеком не ограничивалась только его критикой. Постарайтесь перевести разговор на нейтральную тему, как только вы закончите с критикой, чтобы не заострять на ней излишнего внимания, иначе в будущем беседа с вами будет для человека крайне неприятной, ваша критика перестанет восприниматься.